Трудовая книжка - это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1 ст. 66 ТК РФ, п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
С 2020 года началась замена бумажных трудовых книжек на электронные (Информация ПФР "О введении с 2020 года электронной трудовой книжки"). Работники, которые хотят сохранить бумажную трудовую книжку, в течение 2020 года вправе обратиться к работодателю с заявлением в произвольной форме. В этом случае работодатель наряду с ведением электронной книжки продолжит вносить сведения о работе и в бумажную версию. В отношении работников, которые впервые устроятся на работу в 2021 году, сведения о периодах работы с самого начала будут вестись только в электронном виде.
Цифровая трудовая книжка обеспечивает постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям открывает новые возможности кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.
Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя реализуется только в цифровом формате. Просмотреть сведения электронной книжки можно в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России или на портале Госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.
При необходимости возможно получить сведения из электронной трудовой книжки в виде бумажной выписки. Предоставить их может нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.
Электронная трудовая книжка имеет ряд преимуществ, а именно:
- удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности;
- минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности;
- дополнительные возможности дистанционного трудоустройства;
- снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек;
- дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения;
- использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг;
- новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов;
- высокий уровень безопасности и сохранности данных;
Формирование электронных трудовых книжек россиян началось с 2020 года. Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и осуществляется только с согласия работника.
Исключение касается тех работников, кто впервые устроится на работу в 2021 году. У таких работников все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
Остальным гражданам до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки.
Россияне, которые подали (или подадут) заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, получают бумажную трудовую книжку на руки. При выдаче трудовой книжки работодателем в нее будет внесена запись о подаче работником соответствующего заявления.
При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию.
Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем бумажной трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности.
Лица, не имевшие возможности по 31 декабря 2020 года включительно подать работодателю одно из письменных заявлений, вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление. К таким лицам, в частности, относятся:
1) работники, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период:
а) временной нетрудоспособности;
б) отпуска;
в) отстранения от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 года, не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты, не подавшие одно из письменных заявлений.
Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке:
- информация о работнике;
- даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
- место работы;
- вид мероприятия (прием, перевод, увольнение);
- должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение;
- вид поручаемой работы;
- основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа);
- причины прекращения трудового договора.
С 1 января 2020 года введена обязанность для работодателей ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего месяцу, в котором осуществлено кадровое мероприятие (прием, перевод или увольнение), либо работником подано заявление о выборе ведения сведений о трудовой деятельности, представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности, на основе которых формируются электронные трудовые книжки россиян.
При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица работодетель одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года, у данного работодателя, в Пенсионный фонд .
Передача сведений реализуется в рамках существующего формата взаимодействия компаний с территориальными органами Пенсионного фонда.
Начиная с 1 января 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться организацией-работодателем в Пенсионный фонд не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
В связи с введением электронных трудовых книжек работодателям надлежит в течение 2020 года осуществить следующие мероприятия:
1) принять или изменить локальные нормативные акты (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
2) подготовить и обсудить с уполномоченными в установленном порядке представителями работников измененя (при необходимости) в соглашениях и коллективных договорах в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;
3) обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
До 31 октября 2020 года включительно работодатель должен уведомить каждого работника в письменной форме о соответствующих изменениях в трудовом законодательстве и праве работников сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки на бумаге или представлением сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
В настоящее время на территории РФ применяются трудовые книжки нового образца (введены в действие в 2004 года), а также ранее установленных образцов, которые обладают одинаковой силой и обмену на новые не подлежат (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
Напоминаем, что трудовые книжки, утвержденные в 1938 году Постановлением СНК СССР от 20.12.1938 N 1320, в которых не был предусмотрен вкладыш, должны приниматься работниками кадровых служб или лицами, ответственными за кадровое делопроизводство, для внесения в них предусмотренных трудовым законодательством записей о трудовой деятельности работника.
Трудовые книжки, утвержденные в 1973 году Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 N 656, а с 1 января 1975 года и утвержденная форма вкладыша в трудовую книжку, предусматривают возможность заполнения на двух языках: на языке союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа, на территории которых расположено предприятие, учреждение, организация, и на официальном языке СССР.
Образцы трудовой книжки колхозника и вкладыша к ней утверждены Постановлением Совмина СССР от 21.04.1975 N 310. Данный нормативный акт действует и сейчас, являясь основным документом о трудовой деятельности членов колхозов. Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 определяет трудовую книжку колхозника как документ, подтверждающий период работы члена колхоза, для включения этого периода в страховой стаж. Трудовая книжка колхозника, предъявляемая работником, принимается в целях подсчета его страхового стажа.
Трудовые книжки, утвержденные в 2003 году – это действующая в настоящее время форма трудовой книжки и вкладыша в нее, которая была утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а введена в действие с 01.01.2004. Порядок заполнения трудовой книжки и вкладыша в нее установлен Трудовым кодексом РФ, в частности ст. 66, ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ, Правилами ведения и хранения трудовых книжек, Инструкцией по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).
Сегодня Роструд предлагает целый ряд действующих электронных сервисов, которые могут сделать работу специалиста по кадрам более простой и удобной.
На портале «Онлайнинспекция.РФ» можно провести аудит документации, а также пробную проверку соблюдения требований трудового законодательства.
С помощью одного из сервисов «Дежурный инспектор» работодатели могут в любое время получить оперативную консультацию по вопросам трудового законодательства. Раздел представляет собой перечень вопросов и ответов на них по наиболее распространенным в трудовых отношениях ситуациям.
Внедрение электронных трудовых книжек один из многочисленных примеров реализации перспективных направлений в деятельности федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», которое требует внесения изменений технического (а не содержательного) характера в основные действующие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ведения и хранения трудовых книжек.
Трудовые книжки пока остаются основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1 ст. 66 ТК РФ).
Государственный инспектор труда - Андреева С.С.
Комментарии (0)