Версия для слабовидящих Коми кывйöн


























31 августа 2018

«Без архивного документа нет истории государства и народа, нет нации… Проходят столетия, одно поколение сменяет другое, и память о содеянном каждым из них сохраняется в таком уникальном и бесценном источнике, как архивные документы»

М.В. Нечкина

2018 год – знаменательный год для архивистов. Государственной архивной службе России исполнилось 100 лет. Архивы появились задолго до этой даты, не сохранилось имен первых архивариусов, но их вклад в историческую науку не обесценился. Заложил основы организации централизованной системы архивного дела в России, подписанный Петром Великим 10 марта 1720 года «Генеральный регламент» или «Устав». Генеральный регламент предписывал центральным государственным учреждениям передавать документы в архивы, устанавливал обязательный учет государственных бумаг и вводил государственную должность актуариуса, которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать …». Одна из глав Регламента была отведена архивному делу.

У истоков организации советского архивного дела стоял Ленин В.И. По инициативе В.И. Ленина Совет Народных Комиссаров 1 июня 1918 года был принят декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Этим документом в нашей стране впервые публично были узаконены принципы и технологии организации архивного дела, заложены основы упорядочения архивного фонда страны, а также фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством.

Организация архивного дела в Коми области началась с 1922 г. Постановлением Президиума Коми областного исполнительного комитета от 23 октября 1922 г. в целях предотвращения расхищения и гибели документов в г. Усть - Сысольске был образован Государственный архив Автономной области.

С этого времени началось собирание уцелевших в волостях и селениях документов, как переставших существовать, так и действующих учреждений, но первые районные архивы появились только в 1936 г.

Для решения задач по обеспечению сохранности архивных документов всех учреждений, предприятий, организаций районов назначались ответственные из числа работников райисполкомов, которые должны были хранить и подготавливать документы для передачи из районного архива в областной архив.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1941 г. был образован Кожвинский район в составе Печорского округа Коми АССР, с центром в с. Кожва. Становление архивного дела в Кожвинском (с 1959 г. – Печорском) районе связано с образованием исполкома Кожвинского районного Совета депутатов трудящихся.

Точная дата образования районного архива на территории Кожвинского района не известна. Из акта обследования состояния архивной работы и хранения документальных материалов Кожвинского районного Государственного архива НКВД Коми АССР от 12 марта 1944 г. известно, что Кожвинский райархив был образован в июне 1943 года и что он состоял из фондов сельсоветов, вошедших в состав Кожвинского района, которые были переданы из Усть-Усинского райархива за 1929-1939 гг. В то время архив насчитывал 1183 ед. хр. и 7 фондов. Кожвинский райархив, находился в небольшой комнате с одним стеллажом, на котором и был размещен документальный материал.

За период 1943-1959 гг. сменилось много заведующих районным архивом. В архиве в основном работали женщины и только один мужчина – Микушев Николай Егорович.

Во исполнение решения объединенных исполкомов районного и городского Советов от 31 июля 1963 г. № 154/231 зав. райархивом переводят в распоряжение Печорского горисполкома. Районный архив становится Печорским городским государственным архивом.

В отчете о проделанной работе по Печорскому государственному архиву за 1970 г. значатся 122 фонда и 15477 ед. хр. документов за 1917-1964 гг., в том числе с постоянным сроком хранения.

С 17.08.1959 г. до августа 1971 г. заведующим архивом была Веселкова Мария Дмитриевна, которая поступила на работу переводом из Усть-Усинского райархива и проработала 12 лет. В августе 1971 г. Веселкова Мария Дмитриевна вышла на пенсию и зав. горархивом была назначена Макеева Раиса Алексеевна, которая проработала руководителем архива 37 лет и внесла огромный вклад в развитие архивного дела Печорского района, заслуженный работник Республики Коми.

Постановлением Совета Министров Коми АССР от 31.08.1973 г. Печорский городской архив преобразовали в Печорский государственный архив с постоянным составом документов. Цель такого преобразования была связана с созданием полноценной документальной базы по истории г. Печора, повышением роли архива в культурно-просветительской работе города и района.

Директором Печорского государственного архива Макеевой Р.А. была проделана огромная работа по улучшению архивного дела на территории Печорского района. До 1971 г. архивные документы хранились в мешках в деревянном помещении за зданием Печорского горисполкома и встал вопрос об обеспечении сохранности документов. Для размещения архива было выделено подвальное помещение Печорского горисполкома, все документы из деревянной постройки перемещены и разобраны, расставлены на стеллажи. Поставлена на должный уровень работа с ведомственными архивами по комплектованию, государственному учету документов. Появились фонды личного происхождения, фонды фотодокументов, велась большая работа с исследователями по использованию архивным материалов. Проводились плановые проверки постановки архивного дела и делопроизводства источников комплектования архива – ведомственных архивов.

Одним из источников комплектования Печорского государственного архива был вновь образованный Указом ПВС РСФСР от 30.03.1983 г. Печорский райисполком. Печорский райисполком был ликвидирован в октябре 1989 г. и Шаталова Любовь Оттовна, которая была назначена заведующей в марте 1986 г., перешла на работу в Печорский государственный архив.

Долгие годы комплектование документами являлось главным направлением в работе Печорского госархива. В 2004 г. 62 организации являлись источником комплектования и ежегодно передавали документы на постоянное хранение в Печорский госархив и всего в архиве на учете состояло 199 фондов, около 53 тысяч ед.хр.

Постановлением Правительства Республики Коми от 06.02.2004 г. № 15 был создан ГУ РК «Национальный архив РК» и Печорский государственный архив из штатов Архивного управления Республики Коми был передан в штаты ГУ РК «Национальный архив» РК как Печорское Архивохранилище № 3, которое в 2009 г. было ликвидировано. Агентством по управлению имуществом Республики Коми от 11.02.2008 г. № 72 было принято решение передать часть документов в муниципальную собственность администрации МО «Г. Печора и подчиненная ему территория».

В 1990-е гг. политические изменения привели к смене форм собственности, экономической нестабильности, многие документы оказывались бесхозными. Обеспечение социальных гарантий граждан требовало организации сохранности документов временных сроков хранения (документов предприятий по личному составу). На повестку дня вышла новая задача – сохранение архивов ликвидируемых организаций и в 1995 г. был образован Межведомственный архив при администрации МО «Г. Печора и подчиненная ему территория» для документов по личному составу ликвидированных организаций.

Межведомственному архиву были выделены подвальные помещения в левой половине здания администрации г. Печора, количество помещений увеличивалось по мере поступления документов. Вся работа архива была направлена на исполнение социально-правовых запросов граждан и юридических лиц.

С 29.12.2001 г. Межведомственный архив переименован в Муниципальный архив администрации МО «Г. Печора и подчиненная ему территория». В связи с передачей документов из Архивохранилища № 3 ГУ РК «Национальный архив Республики Коми» в количестве 114 фондов и 17863 ед. хр. муниципальному архиву были выделены дополнительные помещения на третьем этаже в здании бывшей СОШ № 5 для организации архивохранилищ. С увеличением документов выросло и количество обращений и в 2010 г. в архиве работало уже 6 специалистов.

В соответствии с решением Совета муниципального района «Печора» от 26.03.2013 г. № 5-15/231 «Об утверждении структуры администрации муниципального района «Печора» был образован архивный администрации МР «Печора», который является структурным подразделением администрации (без права юридического лица). В настоящее время в архивном отделе работают 5 специалистов: Тренинская С.А., заведующий архивным отделом, Шулаева И.А., ведущий эксперт, Стулова Х.Г., эксперт, Рочева А.В. и Летовальцева Л.Ф., архивариусы. На хранении находятся документы 366 фондов, что составляет 61798 ед.хр. и состоит на учете 16 организаций-источников комплектования.

Главные задачи архивного отдела остались неизменными: обеспечение сохранности и государственный учет документов архивного отдела; комплектование документами организаций-источников комплектования и документами ликвидированных муниципальных учреждений, организаций других форм собственности, не имеющих правопреемника и действовавших на территории МР «Печора»; организация использования архивных документов в целях информационного обеспечения органов местного самоуправления МР «Печора», удовлетворения прав граждан и юридических лиц на архивную информацию; организационно-методическое руководство и оказание практической помощи архивам организаций-источников комплектования; содействие организациям других форм собственности в сохранении, комплектовании и использовании их архивов.

Архивным отделом предоставляются муниципальные услуги: выдача архивных справок, копий архивных документов и архивных выписок по архивным документам; предоставление пользователям архивных документов.

Самая трудоемкая работа – исполнение социально-правовых запросов. Большинство запросов связано с подтверждением трудового, льготного стажа граждан, размером заработной платы, т.е. тех сведений, которые необходимы для начисления трудовой пенсии или пенсии по инвалидности. Предоставление архивных справок о стаже работы, заработной плате, особенно затруднительно, если заявитель не помнит точные даты, трудовая книжка утеряна. Бывает, что для исполнения одного запроса приходится перелистывать до полусотни дел за 20 лет. Специалисты архивного отдела внимательно относятся к каждому обращению, стараются решить проблему заявителя, иногда из личных карточек ф.Т-2 удается восстановить всю цепочку его трудовой деятельности. Предоставляя муниципальную услугу по выдаче архивных справок, копий архивных документов и выписок по архивным документам, архивный отдел обеспечивает социальную защиту граждан. За прошедший 2017 г. в архивный отдел поступило 2853 запроса. Также заметно увеличилось количество тематических запросов по поиску родственников, установлению факта проживания в Печорском районе, по имущественно-правовым вопросам.

Основными пользователями архивных документов, конечно, являются работники архивного отдела. Для исполнения запросов в 2017 г. было использовано 24591 ед. хр., выполнено 1522 копий документов. К архивным документам обращаются работники МБУ «ПИКМ», учащиеся школ, работники УПФ в г. Печора. К сожалению, до сих пор у архивного отдела нет читального зала и просмотр документов исследователями происходит в рабочих помещениях.

В 2017-2018 гг. для составления истории архивного дела района архивные документы кропотливо исследовали сами архивные работники. Все данные о заведующих районным архивом были обнаружены в документах Кожвинского райисполкома, Печорского райисполкома: ведомостях по назначению заработной платы, личных делах. Часть информации была предоставлена ГУ РК «Национальный архив Республики Коми».

Постоянным пользователем архивных документов является МБУ «ПИКМ». Сборник документов и материалов по истории Кожвинского района Коми АССР «Далекие сороковые…», Краеведческий сборник «Их имена в истории края», издание «Кинотеатры города Печоры – их прошлое и настоящее, Сборник документов и материалов по истории города Печоры «Первые шаги…», Календарь юбилейных, знаменательных и памятных дат МО МР «Печора», издание «Печора…истории перебирая даты» подготовлены с использованием документов архивного отдела.

А такая форма, как предоставление архивных документов во временное пользование, неоднократно использовалась для организации выставок в залах МБУ «ПИКМ» и мы благодарны МБУ «ПИКМ», что есть такая возможность популяризации архивных документов.

Работа архивного работника не скучна и только он знает, как велика значимость архивного документа, сколько документов, отражающих развитие района, хранится на бесконечных полках и стеллажах, ведь час, прожитый сегодня, завтра уже будет историей.

Несомненно, движущей силой развития архивного дела являются люди, вложившие и вкладывающие в это свои силы, душу и знания. Благодаря труду бывших работников Макеевой Р.А., Шаталовой Л.О., проработавшей 30 лет в архивной отрасли, Рединой Т.И., Афанасьевой Т.В., Гамерклап И.И., а также коллективу, который работает сегодня, сохраняется исторический материал, содержащийся в архивных фондах.

Архивный отдел имеет свою электронную почту, доступ к Интернет-ресурсам и свой раздел на сайте Администрации МР «Печора». К юбилейным мероприятиям архивным отделом были подготовлены презентации по истории развития архивной службы на территории МР «Печора», о руководителях архивов. Все, кто интересуется историей архива, разыскивает документы ликвидированных организаций, может ознакомиться с информацией об архивном отделе, о составе фондов и архивных документов, которые находятся на хранении в архивном отделе на сайте администрации МР «Печора».

Комментарии (0)

Добавить комментарий
:
:
: