Версия для слабовидящих Коми кывйöн


























10 июля 2015

Жилищный кодекс Российской Федерации установил три возможных способа управления многоквартирным домом (ст. 161):

1)     непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2)     управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3)     управление управляющей организацией.

            В соответствии с Жилищным кодексом (ст. 44), независимо от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в чью компетенцию входит принятие решений по наиболее важным вопросам, касающимся содержания и пользования общим имуществом в многоквартирном доме. Поэтому основное различие между способами управления заключается в том:

            а) создают ли собственники помещений собственное юридическое лицо (товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив), исполняющее их решения и представляющее их интересы в отношении общего имущества в МКД;

            б) если собственники помещений не создают собственное юридическое лицо, то кто исполняет или организует исполнение решений, принятых общим собранием собственников помещений:

            - сами собственники помещений в многоквартирном доме или

            -сторонняя коммерческая организация (или индивидуальный предприниматель).

            При каждом из названных способов управления есть варианты того, как организовано исполнение функций управления, услуг и работ по обслуживанию и ремонту общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг. Определенное сочетание вариантов исполнения функций, услуг и работ можно условно назвать моделью управления или обслуживания многоквартирного дома в рамках определенного Жилищным кодексом способа управления.

            Непосредственный способ управления.

            При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию или выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (ЖК РФ, ст. 164).

            Способы обслуживания:

            1) Непосредственно собственниками помещений.

            2) Штатным персоналом ТСЖ.

            3) Обслуживающей организацией (по договору с ТСЖ).

            4) Обслуживающей организацией (по договору с управляющим).

            При непосредственном способе управления возможны следующие модели содержания общего имущества в многоквартирном доме:

            1. Собственники помещений самостоятельно исполняют функции управления, а также сами выполняют работы по обслуживанию и ремонту общего имущества.

Преимущества:

- собственники помещений не несут затрат, связанных с созданием и деятельностью собственного юридического лица (ТСЖ) или оплатой услуг управляющей организации.

Недостатки:

- нет постоянно действующих органов управления или лиц, исполняющих функции управления МКД, нет никакого другого механизма для принятия управленческих решений кроме проведения общего собрания собственников помещений, что требует значительного времени при решении любых вопросов;

- собственники помещений чаще всего не обладают необходимыми знаниями и практическим опытом (навыками) для исполнения функций управления, поэтому отсутствует перспективное планирование работ по содержанию и ремонту МКД, выполнение работ, главным образом, ограничивается уборкой подъездов и придомовой территории, работы по ремонту чаще всего носят разовый характер, как реагирование на аварийные ситуации;

- из-за недостаточной квалификации собственников помещений отсутствует грамотное финансовое управление, в том числе обоснование необходимых размеров платежей/взносов собственников помещений на содержание МКД;

- отсутствие бухгалтерского учета поступления и расходования средств собственников помещений на содержание МКД, средства или собираются неформальным образом («в шапку») или поступают на расчетный счет одного из собственников помещений, в обоих случаях, возможны злоупотребления при их использовании;

- не определен механизм участия в общих расходах собственника муниципального (государственного) жилищного фонда (наниматели могут вносить платежи только в ТСЖ или управляющую организацию); нет механизма борьбы с неплательщиками;

- обычно низкое качество работ по содержанию и ремонту, выполняемых самими собственниками помещений, по сравнению со специализированными организациями, располагающими квалифицированными специалистами и специальным оборудованием;

- проблемы финансирования капитального ремонта многоквартирного дома: нет такой возможности накапливать средства на капитальный ремонт как в ТСЖ; не могут быть использованы собственные или заемные средства управляющей организации; органы местного самоуправления не могут предоставить бюджетные средства на проведение капитального ремонта МКД.

            Большая часть недостатков данной модели не имеет существенного значения только при незначительных размерах многоквартирного дома и малом числе собственников помещений.

            2. Собственники помещений своими силами исполняют функции управления, работы по обслуживанию и ремонту общего имущества выполняются подрядчиками по договору с собственниками помещений.

Преимущества для собственников помещений:

- не несут затрат, связанных с созданием и деятельностью собственного юридического лица (ТСЖ) или оплатой услуг управляющей организации;

- работы по обслуживанию и ремонту МКД выполняются на профессиональном уровне в соответствии с перечнем, объемом, показателями качества, гарантиями, определенными договором;

- есть потенциальная возможность контролировать объем работ по обслуживанию и ремонту МКД (исполнение условий договора подряда);

- по договоренности с подрядной организацией работы по ремонту могут оплачиваться в рассрочку.

Недостатки для собственников помещений:

- нет постоянно действующих органов управления или лиц, исполняющих функции управления МКД, нет никакого другого механизма для принятия управленческих решений кроме проведения общего собрания собственников помещений, что требует значительного времени при решении любых вопросов;

- собственники помещений чаще всего не обладают необходимыми знаниями и практическим опытом (навыками) для исполнения функций управления, включая планирование ремонтов и обоснование необходимых размеров платежей (взносов) собственников помещений на содержание МКД, поэтому условия договора на содержание общего имущества чаще всего определяет подрядная организация;

- отсутствует бухгалтерский учет поступления и расходования средств собственников помещений на содержание МКД; нет механизма борьбы с неплательщиками;

- платежи за содержание и ремонт поступают на расчетный счет подрядной организации, у собственников помещений нет механизмов контроля целевого расходования средств;

- сложно контролировать исполнение договора подрядной организацией и использовать финансовые санкции при неисполнении договорных условий;

- нет такой возможности накапливать средства на капитальный ремонт как в ТСЖ и органы местного самоуправления не могут предоставить бюджетные средства на проведение капитального ремонта МКД.

Преимущества для обслуживающей организации: практически полное отсутствие контроля со стороны собственников помещений.

Недостаток для обслуживающей организации: необходимость иметь дело с каждым собственником отдельно, в том числе по оплате (задолженности) выполненных работ.

            Данная модель может обеспечить требуемый уровень обслуживания, но не профессиональное управление многоквартирным домом.

            3. Собственники помещений своими силами исполняют функции управления, работы по обслуживанию и ремонту общего имущества выполняются подрядчиками по договору договорам с уполномоченным собственниками помещений.

Преимущества для собственников помещений:

- не несут затрат, связанных с созданием и деятельностью собственного юридического лица (ТСЖ) или оплатой услуг управляющей организации;

- работы по обслуживанию и ремонту МКД выполняются на профессиональном уровне в соответствии с перечнем, объемом, показателями качества, гарантиями, определенными договором;

- уполномоченное собственниками помещений лицо представляет интересы собственников помещений во взаимоотношения с подрядчиком и осуществляет контроль за исполнением условий договора подряда (за качеством и объемом работ по обслуживанию и ремонту МКД);

- по договоренности с подрядной организацией работы по ремонту могут оплачиваться в рассрочку.

Недостатки для собственников помещений:

- нет постоянно действующих органов управления или лиц, исполняющих функции управления МКД, нет никакого другого механизма для принятия управленческих решений кроме проведения общего собрания собственников помещений, что требует значительного времени при решении любых вопросов;

- собственники помещений чаще всего не обладают необходимыми знаниями и практическим опытом (навыками) для исполнения функций управления, включая планирование работ/ремонтов и обоснование необходимых размеров платежей/взносов собственников помещений на содержание МКД;

- чаще всего появляются затраты на вознаграждение (оплату услуг) лица, уполномоченного собственниками помещений представлять их интересы;

- отсутствует бухгалтерский учет поступления и расходования средств собственников помещений на содержание МКД; нет механизма «борьбы с неплательщиками»;

- платежи за содержание и (или) ремонт поступают на расчетный счет подрядной организации (возможно, включая и платежи нанимателей муниципальных квартир), у собственников помещений нет механизмов контроля целевого расходования средств, использования финансовых санкций при неисполнении договорных условий;

- нет такой возможности накапливать средства на капитальный ремонт как в ТСЖ; органы местного самоуправления не могут предоставить бюджетные средства на проведение капитального ремонта МКД.

Преимущества для обслуживающей организации: взаимодействие по договору с одним лицом (уполномоченным собственниками помещений)

Недостаток для обслуживающей организации: необходимость иметь дело с каждым собственником отдельно по оплате (задолженности по оплате) выполненных работ.

            Данная модель может обеспечить требуемый уровень обслуживания, но не профессиональное управление многоквартирным домом.

            Способ управления товариществом собственников жилья (ТСЖ).

            Товарищество собственников жилья вправе:

- заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества;

- выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.

            Для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью.

            Товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:

            1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;

            2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;  

            3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

            В доме, в котором создано ТСЖ, возможны следующие модели содержания общего имущества в многоквартирном доме:

- управление осуществляется правлением ТСЖ, обслуживание и ремонт осуществляются:

- собственниками помещений;

- товариществом (наемным штатным персоналом товарищества);

-подрядчиками (индивидуальными предпринимателями или специализированными организациями) по договору с товариществом.

            Управление осуществляется управляющим - физическим лицом, являющимся наемным штатным работником товарищества, обслуживание и ремонт осуществляются:

- собственниками помещений;

- товариществом (наемным штатным персоналом товарищества);

-подрядчиками (индивидуальными предпринимателями или специализированными организациями) по договору с товариществом.

- управление осуществляется управляющим (индивидуальным предпринимателем) или управляющей организацией на основании договора управления с товариществом, а обслуживание и ремонт осуществляются:

- собственниками помещений;

- товариществом (наемным штатным персоналом товарищества);

- подрядчиками (физическими или юридическими лицами) по договору (договорам) с товариществом;

- штатным персоналом управляющей организации;

- подрядчиками (физическими или юридическими лицами) по договору (договорам) с управляющей организацией.

            Управление осуществляется правлением товарищества, обслуживание и ремонт осуществляются наемным штатным персоналом товарищества ТСЖ:

 -заключаются трудовые договоры;

 - имеется штатный персонал товарищества.

Преимущества:

- есть постоянно действующий орган управления многоквартирным домом, возможность оперативного принятия решений по текущим вопросам содержания и ремонта МКД;

- интересы правления совпадают с интересами собственников помещений, включая заинтересованность в проведении ресурсосберегающих мероприятий, в переводе текущих затрат в капитальные с целью улучшения состояния общего имущества и оптимизации платежей/взносов собственников помещений;

- платежи/взносы собственников помещений поступают на расчетный счет товарищества, собственники помещений имеют возможность контролировать не только результаты деятельности правления по содержанию МКД, но и использование средств;

- законодательно определено право ТСЖ требовать в судебном порядке принудительного возмещения обязательных платежей и взносов и убытков с «неплательщиков»;

- возможность без налогообложения откладывать средства на капитальный ремонт МКД, получать заемные средства и бюджетные средства на проведение капитального ремонта

Недостатки:

- обычно недостаточная квалификация членов правления в вопросах управления МКД, сменяемость выборных членов правления делает нецелесообразной повышение их квалификации в сфере управления недвижимостью;

- если в правление выбраны профессионалы, обычно неоплачиваемый или низко оплачиваемый труд, ограниченный срок пребывания в правлении заставляет членов правления совмещать работу в правлении с основной профессиональной деятельностью, управлению домом они могут уделять недостаточно времени;

- в случае если член правления становится профессионалом в сфере управления МКД, он фактически монополизирует выборную должность, становится незаменимым настолько, что судьба товарищества затем зависит от этого человека;

- необходимо наличие собственной материально-технической базы для управления, обслуживания и ремонта многоквартирного дома;

- заработная плата наемного персонала и начисления на нее – постоянная статья расходов товарищества, не всегда связанная с объемом и качеством выполнения работ;

- из-за ограниченного объема работ по обслуживанию/ремонту одного МКД квалифицированный персонал не может быть занят на полную ставку (используется по совместительству), или на работу принимаются один-два человека «на-все-руки-мастера» (недостаточная специализация/квалификация работников);

- обычно у правления нет навыков работы с должниками по оплате обязательных платежей/взносов.

            Качество управления МКД зависит от квалификации собственников помещений, избранных в правление товарищества, уровень обслуживания/ремонта – от квалификации персонала и материально-технической базы ТСЖ.

            Управление осуществляется правлением товарищества, обслуживание и ремонт - подрядчиками по договору (договорам) с товариществом ТСЖ.

Преимущества для собственников помещений:

- есть постоянно действующий орган управления многоквартирным домом, возможность оперативного принятия решений по текущим вопросам содержания и ремонта МКД;

- интересы правления совпадают с интересами собственников помещений, включая заинтересованность в проведении ресурсосберегающих мероприятий, в переводе текущих затрат в капитальные с целью улучшения состояния общего имущества и оптимизации платежей/взносов собственников помещений;

- ТСЖ нет необходимости создавать и содержать материально-техническую базу, работы по обслуживанию и ремонту выполняются на профессиональном уровне;

- есть возможность выбирать подрядчиков по наилучшему соотношению «цена - качество»;- платежи/взносы собственников помещений поступают на расчетный счет товарищества, оплата работы подрядчиков;

- «за результат», неизрасходованные средства остаются для нужд МКД;

- собственники помещений имеют возможность контролировать не только результаты деятельности правления по содержанию МКД, но и использование средств;

- законодательно определено право ТСЖ требовать в судебном порядке принудительного возмещения обязательных платежей и взносов и убытков с «неплательщиков»;

- возможность без налогообложения откладывать средства на капитальный ремонт МКД, получать заемные средства и бюджетные средства на проведение капитального ремонта.

Недостатки для собственников помещений:

- обычно недостаточная квалификация членов правления в вопросах управления МКД, сменяемость выборных членов правления делает нецелесообразной повышение их квалификации в сфере управления недвижимостью;

- если в правление выбраны профессионалы, обычно неоплачиваемый или низко оплачиваемый труд, ограниченный срок пребывания в правлении заставляет их совмещать работу в правлении с основной профессиональной деятельностью, управлению домом они могут уделять недостаточно времени;

- в случае если член правления становится профессионалом в сфере управления МКД, он фактически монополизирует выборную должность, становится незаменимым настолько, что судьба товарищества затем зависит от этого человека; - обычно у правления нет навыков работы с должниками по оплате обязательных платежей/взносов.

Преимущества для обслуживающей организации (подрядчиков):

- отношения по договору, в том числе по оплате работ строятся с одним заказчиком – юридическим лицом.

             Данная модель может обеспечить требуемый уровень обслуживания, уровень управления многоквартирным домом зависит от квалификации собственников помещений, выбранных в правление ТСЖ.

            Управление осуществляется управляющим - физическим лицом, наемным штатным работником товарищества, обслуживание и ремонт осуществляются наемным штатным персоналом товарищества.

Преимущества:

- есть ответственное за управление многоквартирным домом лицо - управляющий и постоянно действующий орган управления – правление, контролирующее работу управляющего, есть возможность оперативно принимать решения по текущим вопросам содержания и ремонта МКД и квалифицированно организовать их исполнение;

- интересы правления совпадают с интересами собственников помещений, а управляющий обеспечивает профессиональный уровень управления МКД, финансовое управление в ТСЖ, включая работу с задолжниками по обязательным взносам/платежам;

- платежи/взносы собственников помещений поступают на расчетный счет товарищества, собственники помещений имеют возможность контролировать не только результаты деятельности по управлению и содержанию МКД, но и использование средств;

- законодательно определено право ТСЖ требовать в судебном порядке принудительного возмещения обязательных платежей и взносов и убытков с «неплательщиков», эта работа может быть поручена управляющему;

- возможность без налогообложения откладывать средства на капитальный ремонт МКД, получать заемные средства и бюджетные средства на проведение капитального ремонта.

Недостатки:

- необходимо наличие собственной материально-технической базы для управления, обслуживания и ремонта многоквартирного дома;

- заработная плата управляющего и другого штатного персонала и начисления на нее – постоянная статья расходов товарищества, не всегда связанная с объемом и качеством выполнения работ;

- управление только одним многоквартирным домом обычно не соответствует профессиональному потенциалу или запросам по оплате квалифицированного управляющего, поэтому квалифицированный управляющий или работает на часть ставки (по совместительству), то есть не всегда доступен для ТСЖ/собственников помещений, или оплата его труда дорого обходится собственникам помещений или ТСЖ нанимает управляющего с недостаточно высокой квалификацией;

- из-за ограниченного объема работ по обслуживанию/ремонту одного МКД квалифицированный персонал не может быть занят на полную ставку (используется по совместительству), то есть не всегда в распоряжении ТСЖ/управляющего, или на работу принимаются один-два человека «на-все-руки-мастера» (недостаточная специализация/квалификация работников).

            Данная модель может обеспечить профессиональный уровень управления многоквартирным домом, уровень обслуживания и ремонта зависит от квалификации персонала и материально-технической базы ТСЖ.

            Управление осуществляется управляющим - физическим лицом, наемным штатным работником товарищества, обслуживание и ремонт – подрядчиками по договорам с товариществом ТСЖ.

Преимущества для собственников помещений:

- есть ответственное за управление многоквартирным домом лицо - управляющий и постоянно действующий орган управления – правление, контролирующее работу управляющего, есть возможность оперативно принимать решения по текущим вопросам содержания и ремонта МКД и квалифицированно организовать их исполнение;

- интересы правления совпадают с интересами собственников помещений, а управляющий обеспечивает профессиональный уровень управления МКД, финансовое управление в ТСЖ, включая работу с задолжниками по обязательным взносам/платежам;

- платежи/взносы собственников помещений поступают на расчетный счет товарищества, собственники помещений имеют возможность контролировать не только результаты деятельности по управлению и содержанию МКД, но и использование средств;

- ТСЖ нет необходимости создавать и содержать материально-техническую базу, работы по обслуживанию и ремонту выполняются на профессиональном уровне;

- есть возможность выбирать подрядчиков по наилучшему соотношению «цена - качество» и квалифицированный управляющий, способный обеспечить выбор подрядчиков;

- оплата работы подрядчиков производится со счета ТСЖ «за результат», неизрасходованные средства остаются для нужд МКД;

- законодательно определено право ТСЖ требовать в судебном порядке принудительного возмещения обязательных платежей и взносов и убытков с «неплательщиков», эта работа может быть поручена управляющему;

- возможность без налогообложения откладывать средства на капитальный ремонт МКД, получать заемные средства и бюджетные средства на проведение капитального ремонта.

Недостатки для собственников помещений:

- управление только одним многоквартирным домом обычно не соответствует профессиональному потенциалу и/или запросам по оплате квалифицированного управляющего, поэтому квалифицированный управляющий или работает на часть ставки (по совместительству), то есть не всегда доступен для ТСЖ/собственников помещений, или оплата его труда дорого обходится собственникам помещений, или ТСЖ нанимает управляющего с недостаточно высокой квалификацией.

Преимущества для обслуживающей организации / подрядчиков: отношения по договору, в том числе по оплате работ, строятся с одним заказчиком – юридическим лицом (ТСЖ).

            Данная модель может обеспечить профессиональный уровень управления многоквартирным домом и требуемый уровень обслуживания и ремонта.

            Управление управляющей организацией или управляющим – индивидуальным предпринимателем, обслуживание и ремонт - наемным штатным персоналом товарищества ТСЖ.

Преимущества для собственников помещений:

- есть постоянно действующий орган управления – правление, возможность оперативно принимать решения по текущим вопросам содержания и ремонта МКД;

- интересы правления совпадают с интересами собственников помещений, а управляющая организация/управляющий обеспечивает профессиональный уровень управления МКД, финансовое управление в ТСЖ, включая работу с должниками;

- выбор управляющей организации исходя из оптимального соотношения «цена/качество»;

- платежи/взносы собственников помещений поступают на расчетный счет товарищества, собственники помещений имеют возможность контролировать не только результаты деятельности по управлению и содержанию МКД, но и использование средств;

- заказ конкретного перечня услуг управления, оплата «за результат»;

- для управляющей организации/управляющего ТСЖ – один из заказчиков/клиентов, стоимость услуг управления может быть ниже, чем расходы на управление своими силами и оплата управляющего - штатного работника;

- законодательно определено право ТСЖ требовать в судебном порядке принудительного возмещения обязательных платежей и взносов и убытков с «неплательщиков», эта работа может быть поручена управляющей организации;

- возможность без налогообложения откладывать средства на капитальный ремонт МКД, получать заемные средства и бюджетные средства на проведение капитального ремонта.

Недостатки для собственников помещений:

- необходимо наличие собственной материально-технической базы для обслуживания и ремонта многоквартирного дома;

- заработная плата штатного персонала и начисления на нее – постоянная статья расходов товарищества, не всегда связанная с объемом и качеством выполнения работ;

- из-за ограниченного объема работ по обслуживанию и ремонту одного МКД квалифицированный персонал не может быть занят на полную ставку (используется по совместительству), то есть не всегда в распоряжении ТСЖ, или на работу принимаются один-два человека «на-все-руки-мастер» (недостаточная специализация/квалификация);

- правление ТСЖ не только контролирует исполнение обязательств по договору управляющим, но и отвечает за организацию работы, контроль исполнениями обязанностей персоналом.

Недостатки для управляющей организации/управляющего:

- оказывает только часть из перечня услуг управления многоквартирным домом;

- персонал товарищества не подчиняется управляющей организации, поэтому она не может гарантировать достижение хорошего результата по содержанию МКД.

            Данная модель может обеспечить профессиональный уровень услуг управления, заказанных товариществом, а уровень обслуживания и ремонта зависит от квалификации персонала и материально-технической базы ТСЖ.

            Управление осуществляется управляющей организацией по договору с товариществом, а обслуживание и ремонт осуществляются подрядчиками (физическими или юридическими лицами) по договору (договорам) с товариществом Управляющая организация.

Преимущества для собственников помещений:

- есть постоянно действующий орган управления – правление, интересы которого совпадают с интересами собственников помещений, возможность на постоянной основе взаимодействовать с управляющей организацией и подрядчиками и контролировать исполнение ими обязательств по договорам;

- ТСЖ нет необходимости создавать и содержать материально-техническую базу, работы по обслуживанию и ремонту выполняются на профессиональном уровне;- есть возможность выбирать управляющую организацию и подрядчиков по наилучшему соотношению «цена / качество»;

- платежи/взносы собственников помещений поступают на расчетный счет ТСЖ, собственники помещений имеют возможность контролировать не только результаты деятельности по управлению и содержанию МКД, но и использование средств;

- заказ конкретного перечня услуг управления, работ по обслуживанию и ремонту, оплата «за результат»;

- в условиях конкуренции на рынке расходы на оплату управления, работ по обслуживанию и ремонту обычно ниже, чем на выполнение их своими силами или штатным персоналом ТСЖ, при более высоком качестве;

- при смене управляющей организации ТСЖ сохраняет подрядчиков по обслуживанию и ремонту МКД;- законодательно определено право ТСЖ требовать в судебном порядке принудительного возмещения обязательных платежей и взносов и убытков с «неплательщиков», эта работа может быть поручена управляющей организации;

- возможность без налогообложения откладывать средства на капитальный ремонт МКД, получать заемные средства и бюджетные средства на проведение капитального ремонта.

Недостатки для ТСЖ:

- правление ТСЖ должно контролировать исполнение обязательств по договорам не только управляющей организацией, но и подрядчиками по обслуживанию и ремонтам.

Преимущества для управляющей организации / подрядчиков: отношения по договору, в том числе по оплате работ строятся с одним заказчиком – юридическим лицом.

Недостатки для управляющей организации: оказывает только часть из полного перечня услуг управления; не распоряжается средствами для оплаты подрядчиков; осуществляет контроль работы подрядчиков только как представитель ТСЖ.

            Данная модель может обеспечить профессиональный уровень управления, обслуживания и ремонта МКД. 

Комментарии (0)

Добавить комментарий
:
:
: