Версия для слабовидящих Коми кывйöн


























9 июня 2022

В соответствии с требованиями ч. ч. 1, 8 ст. 325 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Такими образом, размер, условия и порядок компенсации расходов, предусмотренных данной статьей, у других работодателей устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, а также индивидуальными трудовыми договорами.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П указывается, что нормативное положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения. Именно в таком - конституционно-правовом - смысле данное нормативное положение не противоречит Конституции РФ.

Поскольку законодательством предусмотрено, что внебюджетные организации сами определяют порядок предоставления такой компенсации, они обязаны прописать в коллективных или трудовых договорах либо в локальных нормативных актах (с учетом мнения профсоюза, если он есть) размер, условия и порядок выплаты компенсации стоимости проезда. Работодатель коммерческой организации может утвердить в локальном акте аналогичные нормы, как для работников федеральных государственных органов.

Следует учитывать, что работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). При этом локальные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством.

Если такой порядок не закреплен работодателем, то это не лишает работника права на данную компенсацию и не дает возможности обязывать работника руководствоваться нормативными актами для работников федеральных государственных органов.

Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан компенсировать расходы работника по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно, в соответствии с условиями, предусмотренными локальным нормативным актом (ЛНА) работодателя, или из фактических расходов, подтвержденных работником соответствующими документами в случае, если другой порядок не закреплен работодателем.

Комментарии (0)

Добавить комментарий
:
:
: