Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 28.02.2019 а № 13-П сформулировал правовую позицию, согласно которой добросовестный налогоплательщик не отвечает за ошибки государственного органа.
Так, в силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик-организация, в данном случае ООО «Парус», самостоятельно определяет налоговую базу по своей земле – для этого нужно использовать сведения из государственного кадастра недвижимости (ГКН).
В тоже время, налоговый орган использовала не сведения из кадастра, а кадастровую стоимость земельных участков, установленную на 1 января 2014 года постановлением администрации Тамбовской области. Пересчитав стоимость ООО «Парус» был доначислен земельный налог за 2015 год в размере 513 637 руб. и пени – 103 976 руб.
Арбитражные суды согласились с указанными действиями налогового органа, после чего ООО «Парус» оспорило в Конституционном суде норму ст. 391 НК РФ, которая позволила возложить на него «неблагоприятные последствия» ошибки в кадастре.
В своем постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что именно государство обязано обеспечить достоверность сведений, которые предоставляются налогоплательщику-организации для целей налогообложения. Какие-либо действия, которые повлекли включение в государственный кадастр недвижимости неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, притом, что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.
С учетом вышеизложенного, Конституционный Суд Российской Федерации признал норму статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащей Конституции РФ расширив ее толкование, а дело ООО «Парус» подлежит пересмотру с учетом выработанной правовой позиции.
Comments (0)