Версия для слабовидящих Рус


























4 февраля 2015

Пресс-служба Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми публикует стенограмму пресс-конференции.

Роман Квашнёв, ведущий пресс-конференции: Добрый день, уважаемые коллеги. Я рад приветствовать вас в Сыктывкаре. Объявляем пресс-конференцию Главы Республики Коми Вячеслава Михайловича Гайзера открытой. У нас небольшие технические приготовления… Напомню до этого мы такую пресс-конференцию проводили в 2013 году, почти 1,5 года назад. Сегодня в студии в Сыктывкаре мы по традиции организуем прямую трансляцию с нашими информационными партнерами ТАСС в Санкт Петербурге. Хочу также сразу сказать спасибо телекомпании «Юрган» за организацию прямой телевизионной трансляции. Вы можете наблюдать нас сейчас и по телевидению и в интернете. И я передаю слово, Вячеслав Михайлович, Вам, и потом перейдем к вопросам.

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Спасибо. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые представители СМИ, находящиеся сейчас здесь в зале, и находящиеся в Санкт-Петербурге. Для меня большая честь пообщаться с вами. Уже целый год прошел с тех пор, как мы общались с вами в таком формате. Понимаю, что достаточно много вопросов накопилось у вас, у ваших читателей, у ваших зрителей, поэтому буду рад, если мне удастся ответить на них. И я сделаю для этого все возможное.

Роман Квашнёв, ведущий пресс-конференции: Предлагаю начать с вопросов от наших коллег. Санкт-Петербург - вам слово

Алефтина Сатикова, модератор, ТАСС: Спасибо! Уважаемый Вячеслав Михайлович, скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете итоги работы в 2014 году с экономической точки зрения?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Первое, что я хотел бы сказать, это то, что оцениваю работу руководства республики, в целом, в 2014 году как удовлетворительную. Учитывая весь тот комплекс вопросов, который необходимо было решать; проблем, которые возникли в ходе исполнения бюджета и календарного 2014 года.

Если вкратце обозначить основные итоги работы экономики республики, макроэкономические показатели, самое главное - нам удалось не упасть в промышленном производстве. Более того, рост промышленного производства по итогам 2014 года составил 0,7 процента. И, что очень важно, этот рост наблюдался не только в наших традиционных добывающих отраслях промышленности, более важно, что высокие темпы роста были зафиксированы в перерабатывающих отраслях.

Да, темпы, конечно, не такие как в предыдущие годы. Но в сравнении с общей экономической ситуацией, сложившейся в стране, в целом, и во многих других регионах, считаю, что это достаточно позитивные результаты работы нашей экономики. Собственно это подтверждается и теми данными, которые мы имеем по росту инвестиций в основной капитал - он составил более 7 процентов, более 145 миллиарда рублей по прошлому году. Благодаря этому, мы имеем неплохие показатели по безработице по итогам года - она зафиксирована на уровне 1,3 процента от числа экономически активного населения. Был устойчивый рост средней заработной платы по республике, он составил 38843 рубля. В номинальном выражении это действительно рост, более 6 процентов. Но мы понимаем, что с учетом той инфляции, которая сложилась, произошло снижение реального роста заработных плат.

Что касается инфляционных составляющих, то в республике она сложилась на уровне 10,9 процентов. Это, конечно, превышает те показатели, на которые мы изначально рассчитывали в начале года, но, тем не менее, это очень неплохой результат с точки зрения управления процессом. Потому что это меньше чем в Российской Федерации, мы занимаем 2-3 место по Северо-Западу в позитивном смысле этого показателя.

По темпам роста уровня цен мы находимся на 66 месте среди 83 субъектов РФ и устойчиво входим в двадцатку регионов, где удалось добиться наиболее устойчивого положения дел с контролем за ростом цен и тарифов. Что касается продолжения реализации программ по развитию социальной сферы, то здесь мы никаких планов не сорвали, мы уверенно выполняли и выполняем все требования «майских» указов Президента России, начиная от позиций, связанных с ростом заработной платы в бюджетной сфере и заканчивая другими направлениями.

Мы выполнили все планы, которые касались продолжения развития инфраструктуры во всех отраслях и направлениях, начиная от дошкольного и общего образования и заканчивая отраслями культуры и социальной защиты. Поэтому подводя черту под предварительными итогами уходящего 2014 года, считаю их уровень выполнения для республики удовлетворительным.

Алефтина Сатикова, модератор, ТАСС: Сформирован ли в Республике Коми антикризисный план? Если нет, то, на Ваш взгляд, в ближайшее время какие необходимо предпринять действия в сложившемся экономическом положении?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Очень хороший вопрос. Сразу хочу сказать, что Правительство Республики Коми сегодня заканчивает работу над планом мероприятий. Но я бы не называл их антикризисными мероприятиями. Потому что в большей степени считаю, что сегодня мы находимся не в состоянии кризиса, а в состоянии жизни в новой реальности. Реальности, связанной с новыми сложившимися обстоятельствами. А это означает, что в первую очередь мы должны думать, не как бороться с кризисом, а как выстраивать нашу жизнь в условиях новой реальности. При этом обеспечивая ту цель, которая является для республики неизменной - устойчивое развитие экономики республики. А, следовательно, устойчивое развитие социально-экономической ситуации в республике. Что касается временных рамок, то могу сказать следующее. Задача, поставлена Правительству Республики Коми - до 15 февраля 2015 года закончить работу над этим планом. При этом обеспечить достаточно широкое обсуждение этого плана действий. Причём обсуждение должно затронуть все слои общества, депутатский корпус, муниципальный уровень власти. Это должна быть программа Правительства республики, понятная всем жителям региона и должна обеспечивать две базовых вещи: безусловную защиту населения республики от тех негативных последствий кризисных явлений, которые мы сегодня имеем и поддержка устойчивого развития экономики республики как основы для решения общереспубликанских проблем.

Анна Потехина, газета «Республика»: Будет ли продолжена в Республике Коми программа «Евроипотека»

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Сегодня порядка 260 участников уже воспользовались этой программой и порядка 100 участников в этом году активно будут продолжать участвовать в этой программе. В Правительстве республики, проанализировав программу, сделали вывод, что нужно ее двигать дальше в соответствии с теми задачами и приоритетами, которые мы ставим перед собой, решая проблему кадров, привлечения молодежи, решения жилищной проблемы молодых семей, трансформации и модернизации этой программы.

Обновленный порядок действия вчера подписан Председателем Правительства республики. В ближайшее время он будет опубликован и вступит в действие. И заключаться будет в следующем: программа будет направлена на решение жилищных проблем молодых семей и специалистов в возрасте до 35 лет, даст возможность получить субсидию в размере 20 процентов от первоначальной стоимости жилья, которое будет строиться для реализации этой программы в рамках ипотечного кредитования. Возможность претендовать на субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту будет распространяться на семьи, имеющие совокупный доход не выше 45800 рублей. Будет предоставлено право, в том числе на возможность в рамках действия этой программы на получение преференций при рождении второго и последующих детей, на погашение задолженности. То есть это комплексная программа, которая, на наш взгляд, вобрала все наиболее положительные моменты всех наших программ, которые ранее действовали и будет решать проблемы именно молодых специалистов и молодых семей.

Что касается арендного жилья, мы тоже не останавливаем действие этой программы. Республиканский фонд жилищного строительства этим активно занимается - во второй половине прошлого года я рассказывал об этой программе. Соответствующие планы, которые фонд собирается реализовывать, заключаются в возможности строительства [такого жилья - Прим.], и соответствующие проектные решения будут реализованы на территории Сыктывкара, в поселке Краснозатонский и на территории Сыктывдинского района, в районе Пичипашни. Это пилотные варианты, на основании которых будут приниматься решения для всей республики.

Роман Истомин, телеканал «Юрган»: С точки зрения тех средств, которые страна за долгое время впервые планирует не законсервировать, а потратить на дело, на регионы, насколько эти средства, могут быть эффективными в использовании? И второй вопрос. Что будет с действующими проектами у нас в республике, уже объявленными и уже строящимися. Это и строительство ледового дворца в Эжве, и набережная в Сыктывкаре, и бассейн в Орбите, и санаторий «Серёгово», и многие другие?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Я хотел бы сразу уточнить, о каких средствах идет речь в первой части вопроса которые направлены для регионов?

Роман Истомин, телеканал «Юрган»: Те резервные средства, которые принято считать по антикризисному плану. Объемы еще не объявлены страной, но все ждут, идут споры…

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: - Я хочу сказать, что сам по себе этот план Правительства России, на самом деле, уже опубликован. И большая часть цифр, касающихся различного рода поддержки финансирования, определены. С точки зрения прямой поддержки регионов в виде федерального финансирования в нём, на самом деле, никаких направлений не определено. Там в большей степени предусмотрены, но это, наверное, и логично, макроэкономические решения, которые направлены на стабилизацию состояния в финансовой сфере. И они делятся на несколько направлений для поддержки финансовой сферы страны. Имеются ввиду системообразующие банки. Выделены те направления и предприятия отрасли, которые будет получать в том или ином виде государственную поддержку федерального уровня, и которые через эту поддержку должны будут оказывать системообразующее влияние на стабилизацию экономики страны.

Что касается поддержки регионов, то предусмотрена возможность получения бюджетных кредитов, что ежегодно и так предусматривается в федеральном бюджете. Здесь предусмотрены дополнительные возможности, которые предоставлены министерству финансов, - это порядка 165 миллиардов рублей. Это решения, по которым министерство финансов будет в ходе исполнения бюджета страны и бюджета субъектов точечно помогать соответствующим субъектам, которые, возможно, попадут в сложную ситуацию.

Что касается наших планов в отношении тех объектов, которые есть в программе развития республики, в наших государственных программах и которыми мы сегодня активно занимаемся. Безусловно, сегодняшние объективные обстоятельства могут повлиять на наши временные планы, но они не поменяют нашего решения с точки зрения возможного пересмотра количества и видов объектов, потому что все они абсолютно важные, нужные и признаны населением республики как необходимые к реализации. И естественно будет, в первую очередь, сделан упор на вводимые объекты, которые в этом году должны быть сданы даже в том случае, если по каким-то причинам, теоретически, [на федеральном уровне – Прим.] по ним будут приняты решения об ограничении финансовой помощи. Мы будет тогда принимать решения по перегруппировке своих сил. Но эти объекты все равно будут закончены в те временные рамки, в которые они были запланированы.

Все, что касается объектов начинающихся или предусмотренных в планах, то по ним будут, если потребуется, приняты решения по изменению временных параметров. На сегодняшний день, исходя из сегодняшних реалий, объективно принимать решения о заморозке каких-либо объектов, я считаю, причин пока нет.

Роман Квашнёв, ведущий пресс-конференции: Мы возвращаемся к Санкт-Петербургу. Пожалуйста, коллеги.

Михаил Немировский, газета «Строительный еженедельник», студия ТАСС: Добрый день, Вячеслав Михайлович. Первый вопрос: по данным Минэкономразвития из 45-ти приоритетных инвестиционных проектов, которые были одобрены Президентом России еще в феврале 2012 года, на данный момент реализовано только 6. Как это дело обстоит с проектами республиканскими, потому что многие регионы говорят, что без федеральных денег их закончить не сможем.

И второй вопрос: по поводу федеральной программы «Жилье для российской семьи». Насколько я знаю, республика пока не вошла в эту программу. В интервью нашей газете министр архитектуры и строительства республики говорил, что застройщики не заинтересованы строить жилье по предложенным условиям - 30 тысяч рублей за квадратный метр при компенсации 4 тысячи рублей за квадрат. Будете ли Вы вести диалог с местными застройщиками, чтобы все-таки войти в эту программу? Спасибо.

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: - Спасибо за вопрос. Отвечать начну со второй части. На первом этапе, когда мы проводили переговоры со всеми застройщиками республики - с серьезными, за которыми есть строительная база и у которых есть теоретический интерес участия в такой программе, выяснилось, что, действительно, условия, предложенные Минрегионом, Минстроем, никого из них не заинтересовали. Это не значит, что не нужно продолжать диалог. Это означает только одно, задача Правительства республики - найти те возможности, которые при дополнении программных предложений Российской Федерации, сделали бы интересным участие наших застройщиков в Республике Коми. В принципе те планы, которые сегодня в строительной сфере реализует Республика Коми, я опять возвращаюсь к 2014-му году, мы только наращиваем. Если у нас в целом на 2014 год был запрограммирован рост по сравнению с 2013 годом по сданному метражу, [предполагая ввод - Прим.] порядка 154 тысяч квадратных метров, то здесь мы его даже перевыполнили - почти 156 тысяч [квадратных метров] сдали. То есть работа по увеличению жилищного строительства идёт.

Другое дело, что объективная реальность сегодня такова, что себестоимость строительства в северных условиях, отличается от того, что предлагает сегодня Минстрой России для реализации таких программ. Но, еще раз подчеркну, наша задача, задача нашего Правительства - попробовать найти варианты, чем можно дополнить федеральную программу, чтобы наших строителей заинтересовать и тем самым снизить стоимость квадратного метра для конечного потребителя, покупателя в республике.

Что касается приоритетных проектов, про Российскую федерацию говорить не буду, это все-таки работа федерального правительства. Что касается приоритетных проектов, которые мы в республике для себя определяли и реализовывали, причём это касается не только прямого бюджетного финансирования в части инфраструктуры, бюджетной или социальной, это касается и проектов, которые реализовывались в республике в рамках развития экономики в разных отраслях [ситуация следующая - Прим.]. Наше республиканское законодательство предусматривает активное предоставление преференций для инвесторов. И хочу сказать, что все те приоритетные проекты, которые мы для себя принимаем как решения Правительства Республики Коми, на сегодняшний день либо реализованы, либо продолжают свою активную реализацию. По сути, по замороженным за последние три года был только один - по увеличению объёмов лесопереработки в Усть -Куломском районе.

Как пример продолжения работы могу сказать, что буквально завтра еду принимать участие в открытии узла подготовки нефти на Баяндыском месторождении в Усинском районе. Компания «ЛУКОЙЛ» реализовала проект, которому мы как республика тоже оказываем поддержку в предоставлении налоговых льгот. Это очень важный для нас проект, важный даже с точки зрения того, что мы даже в сложных условиях продолжаем наращивать объёмы добычи углеводородов. Это очень приятный момент.

Что касается социальной сферы, то тут я уже рассказывал коллегам о том, что мы не принимаем и не планируем принимать решений сворачивать каким-то образом или замораживать проекты развития инфраструктуры, которые признаны приоритетными в республике и которые вошли на том или ином временном этапе в программу развития республики. То есть мы либо бюджетным ресурсом, либо развивая сегодня активно государственно-частное партнерство, будем обеспечивать варианты реализации этих проектов.

Олег Починюк, газета «Красная звезда», студия ТАСС: Недавно Президент России попросил Глав регионов лично проконтролировать, как ведётся подготовка к достойной встрече Великой Победы. Как ведётся в регионе подготовка? Что уже сделано, есть ли какие-то планы?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Безусловно, для Республики Коми 70-летие Победы знаковое событие и очень важное. В республике 2015 год объявлен как тематически год годом патриотизма. И все планы, которые мы все для себя приняли и утверждаем в развитие Года патриотизма, объявленного в республике, включают комплекс мероприятий к достойному празднованию Великой Победы. Создана постоянно действующая комиссия, которая включают в себя не только представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, но самое главное, - общественных организаций, в том числе республиканского совета ветеранов. И соответствующий план мероприятий по проведению 70-летия Победы у нас утверждён и всё, что необходимо сделать со стороны власти для того, чтобы это в республике прошло достойно - я не сомневаюсь, будет сделано.

Дарья Шучалина, газета «Коммерсант»: Вопрос связан с темой ЖКХ, у нас Общественная палата республики активно курирует эту тему. Одна из приоритетных программ сегодня - это переселение граждан и аварийного жилья. Программа реализуется, и львиная доля финансирования поступает из Москвы по линии федерального бюджета, но она касается с прошлого года по 2017-ый тех домов, которые включены в программу и которые признаны аварийными до 2012 года, и с этими домами в итоге проблем быть не должно. После 2017 года, как обещает федеральный центр, эта программа будет касаться тех домов, которые признаны аварийными после 2012 года. Но у нас проблема в республике, что есть дома, которые официально признаны аварийными до 2012 года, но по халатности глав администраций того периода не были включены в общий перечень и соответственно, республика их не смогла представить на финансирование в Москве. Соответственно, эти дома остаются аварийными, и люди в них продолжают жить и не будут переселены в рамках программы за счет федерального бюджета. Что делать этим людям и с этими домами? И можно ли параллельно решить вопрос по их переселению?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: «Никто из жителей такого рода жилого фонда, естественно, забытым не останется. Сегодня задача - эффективно отработать программу, которая утверждена и которую мы реализуем вместе с федеральным центром и тот ресурс, который мы сгруппировали сегодня со стороны республики, чтобы обеспечивать решение задачи. Но параллельно мы должны еще раз проинвентаризировать жилой фонд, который признан аварийным, но не попал в регистрацию, чтобы принять по нему отдельные решения в виде какой-то республиканской программы.

Закон есть закон, и мы должны его выполнять. И люди, проживающие в аварийном жилом фонде, должны получить право, извините за тавтологию, право реализовать свои права. И, естественно, Правительство республики обязано это обеспечить. Другое дело, что решения, которые нужно для этого принимать, поскольку ресурс тут республиканский, должны быть направлены не на точечные решения, потому что в ряде муниципалитетов мы знаем сегодня, под эту программу попадают один-два дома. Необходимо реализовывать варианты организации [больших - Прим.] строительных площадок с инженерной коммуникацией, чтобы затем, привлекая ресурс и частных застройщиков, делать эту программу для государства более дешевой в условиях государственного-частного партнерства. Эта задача Минархстрою республики сегодня поставлена, и они начинают отрабатывать возможность и разные варианты решения этой задачи.

Игорь Бобраков, газета «Невское время»: Год Патриотизма, который Вы объявили, начался с автопробегов, с такими лозунгами, как «Обама-...!», «Продам ... Обамы». Я абсолютно уверен, что Вы-то патриотизм понимаете иначе… Но подобного рода мероприятия, лозунги, которые будут звучать на мероприятиях, проводимых людьми агрессивными, для которых патриотизм – это не любовь к своей родине, а ненависть к чужой, не испортят ли они Год патриотизма? И не следует ли сейчас объявить годы ЖКХ, ремонта дорог…

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Я думаю, когда-нибудь наступит момент, когда собственно могут появиться и Год ЖКХ, Год дорожного строительства, как угодно можно назвать. Но важно, на мой взгляд, принимать решения на основании предложений, в первую очередь, жителей республики, учитывать их мнение, делая акцент, что на сегодняшний день наиболее актуально, является каким-то общим знаменателем для всех жителей.

То, что мы объявили Год патриотизма в республике в 2015 году, это не какое-то желание пропаганды, это следствие того, как жители реагируют на те события, которые происходили в течение 14-го года, и которые на самом деле во многом объединили народ России вокруг очень многих, очень важных понятий, которые мы в определенном порядке стали забывать и не придавать этому значение. Патриотизм как дело, здоровый патриотизм, - это очень важное, с моей точки зрения, понятие, которое необходимо расшифровывать. Примеры, о которых Вы говорите, как раз подчеркивают, на мой взгляд, необходимости построения системной работы, чтобы все сформировать мнение и четко понимать, что же такое патриотизм, что же такое наши корни и наши ценности, культурные, моральные, какие угодно…. В этом случае не будет происходить подмены каких-то понятий, взглядов и иных целей.

Всё, что в рамках закона, мы можем и должны обсуждать, высказывать свою позицию. Неправильно было бы запрещать, потому что это уже уйдет в другую плоскость. Но задавать стандарты, понятия этой патриотической работы, патриотического воспитания, в первую очередь, молодого поколения мы обязаны. Мы должны это сделать все вместе, выработать эти основы, вернуться к чему-то, что нас всегда объединяло, и вместе воплощать это в жизнь. Тогда каких-то отрицательных примеров будет меньше.

Студия ТАСС: Вячеслав Михайлович, Вы сказали, что план, который будет сформирован до 15 февраля 2015 года, он скорее не антикризисный, а план развития в новых экономических условиях. Скажите, а в этих новых условиях, есть ли возможности у республики для развития новых направлений, новых производств? Можете ли Вы дать такой прогноз?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Я считаю, что любой кризис, если мы переходим к тому, что кризисные явления все-таки присутствуют в экономике - это всегда «палка о двух концах». Это не только отрицательные моменты, но и новые возможности. И наша задача - эти новые возможности определить и дать толчок для того, чтобы они могли быть реализованы у нас в республике, в том числе и в новых подходах к развитию нашей экономики.

Сегодня модна тема импортозамещения. Но ведь это факт, сегодня у нас появляется уникальная возможность для того, чтобы от разговоров перейти к конкретному делу и возможностям реализации мер по импортозамещению. Это касается не только сельскохозяйственного производства. Хотя и он для республики очень важен и даёт сегодня дополнительный стимул нашим сельхозпроизводителям. Именно поэтому мы в 2015 году принимаем решения никоим образом не снижать уровень поддержки наших товаропроизводителей. Может быть, делая какой-то новый акцент, с точки зрения развития тех направлений, которые как раз могут стать якорем для импортозамещения в производстве и наращивания объемов сельскохозяйственной продукции, которые позволят укрепить продовольственную безопасность республики.

Импортозамещение касается и других направлений - республика очень богата сырьевыми ресурсами, и не только углеводородами, но и всем тем, из чего можно и нужно строить. Это ещё и такие направления как производство строительных материалов; направления, связанные с дальнейшим развитием IT-технологий, биоэнергетики. Сегодня мы говорим «кризис», а конъюнктура рынка показывает востребованность новых объёмов продукции лесопромышленного производства и переработки. На сегодняшний день ситуация такова, что я за последние 15-20 лет и не помню таких возможностей для лесопереработчиков. Значит - вот эти точки роста, которые в период кризиса могут стать якорем, локомотивом необходимо поддержать и, соответственно, делать на них ставку.

У нас есть четкое понимание этих направлений. Более того, в последний месяц Правительство республики провело с каждым системообразующим, градообразующим предприятием цикл консультаций, защит производственных планов предприятий на 2015 год и ближайшую перспективу во всех отраслях. У нас есть четкое понимание, как будет действовать любая отрасль республики в течение ближайшего года и, как выглядят эти производственные планы. И в республике работа с такими предприятиями выстроена системно на основании договоров о социально-экономическом партнерстве. Речь идёт о производственных показателях, дополнительных возможностях, которые необходимо с помощью Правительства региона реализовывать для того, чтобы достигнуть положительных результатов.

Это и есть основа того плана [работы в существующих экономических условиях - Прим.], о котором я говорил. Хотя он, конечно, будет включать и те мероприятия, которые условно можно назвать «антикризисными», которые в первую очередь направлены на защиту населения республики от необоснованных действий товаропроизводителей, торговых сетей. Такое тоже, к сожалению, есть. Но, основа этого плана, всё-таки, в первую очередь, - новые возможности экономики республики, с тем чтобы в период кризиса не просто бороться с его последствиями, но и продолжать развиваться.

Михаил Немировский, газета «Строительный еженедельник», студия ТАСС: В Республике Коми планируется строительство до пяти полигонов для хранения отходов. Нет ли планов переходить от утилизации отходов к их переработке, получению из отходов тепла, энергии. Например, в Санкт-Петербурге подобный проект из-за кризиса уже был остановлен. Значит ли это, что в Коми такой проект тем более не может быть реализован?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: У нас не в планах, у нас активно реализуется программа по строительству полигонов по хранению твёрдых бытовых отходов и соответствующих площадок для хранения и утилизации отходов лесопереработки. И в соответствии с этим планом определённое количество таких объектов каждый год сдаётся.

Во-вторых, это принципы очень важной для нас методологической безопасности республики. Безусловно, вторая часть должна быть направлена на то, чтобы проработать вопрос о возможности строительства комплекса по утилизации этих отходов. Это действительно так. Эта работа идёт. Она имеет определённую сложность и связана с тем, что экономика утилизации твёрдых бытовых отходов основана на объёме переработки таких отходов.

В условиях республики обеспечить условия для эффективной реализации такого проекта сегодня можно на базе Сыктывкарского промузла. Что, собственно, сейчас наши ведомства совместно с муниципалитетом пытаются отработать с теми структурами и странами, которые имеют опыт по утилизации таких отходов. Такой опыт имеют Финляндия, Израиль, Франция, Канада. Это я говорю по памяти, по крайней мере, по тем делегациям, которые к нам приезжали и делились опытом. Мы их наработки активно изучаем и пытаемся их опыт использовать. Пока ни один проект, если брать тот объём отходов, который мы имеем, не сложился.

Но это не значит, что невозможно найти ту технологию, которая станет интересной возможному инвестору. Моё твёрдое убеждение, что в первую очередь это должен быть бизнес-проект. А сейчас наша задача найти интересантов именно в бизнесе, чтобы соответственно наладить такую переработку. А задача государства, в лице Правительства республики, обеспечить условия для сбора и хранения в том виде, который обусловлен законом о переработке отходов.

Наталия Попова, телекомпания «Усинск»: - Как будет жить и развиваться в новых экономических условиях, таких как санкции, цены на нефть, нефтяная столица республики - Усинск. И если придется ввести экономию бюджетных средств, то за счет чего это будет сделано?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Во-первых, нефтяная столица республики как жила, так и будет жить, развиваясь. Я говорил в начале пресс-конференции, что несмотря ни на какие санкции, если в этом есть экономический интерес и смысл, то проекты соответствующего предприятия не замораживаются, а развиваются. И деятельность компании « ЛУКОЙЛ» как раз это подтверждает, как и работа других нефтяных компаний, работающих на территории республики. Они думают не о замораживании, а расширении мощностей. И даже в 2014 году по добыче вышли с плюсом - 14 с лишним миллионов тонн вместе с газом и конденсатом по итогам года мы уже добываем. Напомню, что буквально 3 года назад мы за 11 миллионов перевалили.

Другой вопрос, если говорить о тех решениях, которые связаны с бюджетной обеспеченностью Усинска. В первую очередь решения, которые необходимо принимать, неважно, увеличиваем мы бюджетные возможности или их оптимизируем, будет принимать совет города Усинска, а не Правительство республики. Другое дело, что в тех условиях, в которых мы сегодня живём, местные депутаты ставят перед нами одну общую задачу, о необходимости ведения очень жесткой политики по повышению эффективности бюджетных расходов, целесообразности очень многих решений, которые на самом деле в муниципальных бюджетах можно было бы, на мой взгляд, перераспределить на решение более насущных задач. Опять же, это даст возможность посмотреть новым взглядом на бюджеты, которые мы с вами имеем и принять более эффективные, отвечающие сегодняшним вызовам времени решения.

Елена Шелест, собственный корреспондент газеты «НЭП»: В прошлом году был принят закон о господдерже технических и индустриальных парков на территории Республики Коми. Учитывая сегодняшние реалии, технопарки смогли бы стать тем локомотивом экономики для развития инновационного бизнеса? Стоит ли открытие технопарков в республике в повестке дня на этот год?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Как задача - мы её не снимаем. Насколько это в текущем году может быть реализовано, в первую очередь зависит от работы нашего инвестиционного блока с потенциальными интересантами, которые желают что-нибудь развернуть, сделать при условии реализации со стороны республики проектов по запуску такого технопарка. Но я хочу сказать, что даже такой вариант промежуточный. Запуск первого такого рода объекта - IT-парка - реализован в прошлом году совместно с Сыктывкарским государственным университетом. На мой взгляд, для такого небольшого времени реализации, проект дал настолько интересные результаты и по количеству рабочих мест и по количеству предприятий, которые открылись в этой сфере на базе этого IT-парка, что это лишнее подтверждение того, что это - правильный подход. Единственное, что должно делаться не огульно - мы не должны разворачивать площадку в надежде, что появится интересант. Должен быть двусторонний процесс, потому что затраты на обустройство такого технопарка со стороны республиканского бюджета могут быть значительны. Мы должны быть уверены, что это действительно факт, при котором соответствующие инвесторы пришли бы для реализации таких проектов. Но как целевой показатель [создание технопарков – Прим.]- это есть и Минпром занимается этим.

Елена Шелест, собственный корреспондент газеты «НЭП»: Вопрос о достоянии республики. Михаил Львович Герцман, которого активно все поздравляют, говорят ему приятные вещи. Хочу напомнить, что у него, как у композитора нет ни одной студийной записи. И если что-то случится, то, к сожалению, от него ничего не останется. Он как человек всегда скромно об этом говорит. И нам поклонникам его творчества стоило бы об этом задуматься. Может быть, грант Главы на это предусмотреть?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Я тоже являюсь поклонником творчества Михаила Львовича и считаю, что здесь должен быть двусторонний процесс. С одной стороны, министерство культуры очень внимательно проанализирует и посмотрит всё, что сегодня мы имеем в качестве уже сложившегося творчества Михаила Львовича. С другой стороны, Михаил Львович должен сам быть заинтересован в участии в программе соискания грантов. Путь должен быть двусторонний.

Анна Панова, газета «Республика. Ухта»: Вячеслав Михайлович, скоро будет уже год, как создана рабочая группа по проблеме ПЗРО [пункт захоронения радиоактивных отходов - Прим.]. И недавно состоялось очередное заседание, но всё-таки продолжают циркулировать какие-то разговоры. Можно ли расставить точки над и в этой проблеме?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Точка в вопросе с ПЗРО поставлена летом прошлого года, когда мы, в том числе, создав рабочую группу, разобрали всю эту проблему и разложили её по полочкам. С тех пор рабочая группа очень квалифицированно и эффективно контролирует процесс исполнения решений рабочей группы с участием представителей «Росатома».

Другой вопрос, что периодически некоторые личности пытаются подогреть очередной скандальный интерес к этой теме - Бог им судя. Но ничего за этим не стоит. На последнем заседании рабочей группы мы зафиксировали все эти моменты, все необходимые обращения за моей подписью Сергею Криенко. У нас нет расхождения понимания в этом вопросе с «Росатомом».

Публично заявляю: нет такой проблемы и не будет - строительства ПЗРО на территории Республике Коми и в Водном в том числе. Все решения, которые принимаются по утилизации этих отходов - они вне рамок строительства ПЗРО.

Мария Лемешко, студентка журналистского факультета Сыктывкарского университета: Правительство России в своём антикризисном плане предоставило право регионам снижать налог для малого бизнеса по упрощенной системе с 6 до 1 процента с доходов. Планируется ли такое снижение у нас в республике?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Да, действительно, такое право в этом плане сегодня для субъектов России предусмотрено. И это означает, что мы у себя в республике все решения, которые в этом плане есть, будем обсуждать в Правительстве республики и оценивать все возможные последствия их принятия. Затем обсудим с предпринимательским сообществом, с общественностью, с депутатским корпусом. Когда полную картинку будем иметь, вместе примем решение. Здесь нужно, на мой взгляд, найти здравый компромисс. С одной стороны, с точки зрения решения задачи поддержки малого и среднего бизнеса, чтобы в этот период он не сомкнулся, не упал на колени, а наоборот пошёл вперед. С другой стороны - с тем, чтобы не уменьшить наши бюджетные возможности, так как все взаимосвязано, сосуд-то один. На мой взгляд, компромиссные решения могут быть найдены.

Валерий Черницын, газета «Красное знамя»: Вячеслав Михайлович, не подумайте, что у меня заело пластинку, но весь прошедший год блестяще опровергал Вашу оценку инвестиционной компании «Таврический», как эффективного собственника, по крайней мере, в добыче угля. Теперь, когда все кончено, когда шахта банкротится, когда республика выкупила её в свою собственность, можете ли сказать, по чьей рекомендации в свое время продали «Интауголь» «Таврическому»? Отреагировало ли Северо-Западное Управление МВД на Ваше известное письмо по банку «Таврический»? И сколько лет Вы рассчитываете держать «Интауголь» в собственности республики? Понятно, что с такой историей частного инвестора, тем более, в нынешних экономических условиях, будет найти, мягко говоря, не просто.

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Первое, что хочу сказать, жизнь - это незастывшая догма. И вовсе не означает, что те, кто сегодня являются эффективными работниками, в том числе собственниками, будут такими, всегда, к сожалению. И наоборот. Тот, кто находится в сложном положении, завтра может показать свой профессионализм и «встать на ноги», в том числе и с нашей поддержкой. У нас есть такие примеры: Жешарт, тот же Княжпогост. Напомню, что Княжпогостский завод ДВП по прошлому году показал рост 165% к объему производства. Поэтому, если все время делать упор не на личности, а на саму систему, то картинка будет более полной.

Республика, действительно, вынуждена была у неэффективного на тот момент собственника изъять предприятие в свое управление. Ситуация непростая, но она контролируемая и, самое главное, с точки зрения производственной составляющей абсолютно положительная, потому что 1 миллион 700 тысяч по прошлому году «Интауголь» выдал на-гора, реализовал, из них почти 800 тысяч с того момента, когда республика взяла в собственное русло управление предприятием. А это на 70% больше, чем за аналогичный период 2013 года. Производственный потенциал предприятия всегда был и остается значительным. Буквально на днях пришел новый комбайн. Поэтому все, что необходимо делать на этом предприятии, мы знаем и будем делать.

Второе. Кто порекомендовал, как Вы говорите? Никакого отношения к приобретению этим собственником этого актива республика не имеет. Напомню, что предприятие являлось федеральной собственностью и было выкуплено в свое время в рамках банкротства и тех процедур, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Это мог сделать любой. Но республика как в этом случае, так и в других, будет жестко контролировать дальнейшую работу этих собственников, кто бы они ни были и, чем бы они не занимались. Особенно это касается градообразующих предприятий, что мы собственно и делаем.

Предприятие будет находиться в собственности региона ровно до того момента, пока мы не найдем нового возможного партнера, которого мы проверим и будем понимать, что это не какие-то партнеры с «космическими проектами», а те, за которыми, действительно, есть возможности и умения развивать этот проект. Тогда и будет решаться этот вопрос.

Задача республики – участвовать в поддержке этого проекта и обеспечивать бесперебойную работу градообразующего предприятия. Это касается любой отрасли, это прямая ответственность Правительства Республики Коми и муниципальных властей.

Дмитрий Кутькин, телеканал «Вести Коми»: Вячеслав Михайлович, косвенно вы ответили на мой вопрос, и все-таки. Сразу же после того, как был принят бюджет республики на 2015 год и на среднесрочную перспективу, пошла речь об его оптимизации. Все-таки, что скрывается под этим словом и не превратится ли она в банальное урезание расходных статей? Второй вопрос сразу же: этот год, известен как год выборов в Госсовет Коми. Какую оценку Вы можете дать законодательной власти республики и может быть, какие ожидания по поводу предвыборной кампании?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: По вопросу об оптимизации расходов республиканского бюджета, хочу сказать, что эта работа продолжается постоянно, она никогда и не прекращалась. И, собственно, комиссия по оптимизации бюджетных расходов действовала и раньше. Другое дело, что сейчас, с возникновением новой структуры регионального правительства, ее возглавил Председатель Правительства.

Второе, эта работа имеет особое значение в сегодняшних условиях, и это естественно. И в первую очередь она обозначает, что необходимо еще раз проанализировать все наши государственные программы. Почему? Потому что в сегодняшних условиях надо сосредоточиться на безусловном 100 -процентном исполнении наиболее приоритетных, важных и социально значимых задач, защищенных статей, как раньше мы говорили, когда у нас даже отдельные приложения были в мою бытность в должности министра финансов. Тем более в условиях, когда федеральный центр может принимать решения по ограничению своего софинансирования каких-то расходов республики в части проектов, связанных с развитием нашей инфраструктуры и республики в целом. Можем мы допустить остановку этого развития? Нет! потому перераспределение средств внутри республиканского бюджета должно обеспечить решение этих задач. А возможен или невозможен секвестр? Жизнь есть жизнь. Все будет зависеть от того, как будем работать мы, наша экономика. И наша задача, если эти решения придется принимать, принимать их осознанно и самое главное сообща. Я всегда говорю, что когда мы принимаем программу развития и бюджет, каждая задача и каждая цель должны быть абсолютно понятны и признаны жителями республики как необходимые.

А что касается взаимодействия с депутатским корпусом, парламентом республики, то налажено конструктивное взаимодействие. Республика эффективно все эти годы работы парламента этого созыва решала очень много важных задач. И это в том числе благодаря тому, что и у Правительства республики, и у депутатского корпуса выработалось очень четкое взаимодействие. Нужно помнить, что если сейчас работа над республиканским бюджетом начинается уже в начале июля предыдущего года при прямом участии депутатского корпуса, то ведь раньше такого никогда не было. Не удавалось зачастую выработать общий взгляд на формат работы, чтобы она была наиболее эффективной. Сейчас это есть, и депутатский корпус принимает участие не только в обсуждениях, но и задействован в различных комиссиях по тем же государственным программам и так далее. Поэтому, когда мы работаем над принятием бюджета с Государственным советом, то, со стороны депутатов, как правило, 99 процентов работы выполнено и выполнено профессионально. Сегодня, может, и нет такого рода шоу, как были в прежние времена вокруг этого вопроса. Нет именно потому, что вся профессиональная работа заранее, за полгода вперед распределена, выполнена, обсуждена, и соответствующие решения согласованы. Поэтому я считаю работу парламента очень профессиональной.

Наталья Казаковцева, собственный корреспондент ТАСС в Республике Коми: Вячеслав Михайлович, Вы уже упомянули, что завтра собираетесь открывать очередной промышленный проект «ЛУКОЙЛа» в Усинске. Недавно звучало, что компания «Shell» заходит в регион. Как сейчас складываются отношения с крупнейшими недропользователями и вообще с системообразующими предприятиями? Второй вопрос. Есть ли у республики в нынешних условиях рычаги для отслеживания ценообразования на социально-значимые продукты хотя бы, что Правительство будет предпринимать в этом плане?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Что касается взаимоотношений с системообразующими предприятиями, то сегодня нет противоречий в работе с ними. Мы достаточно времени потратили на то, чтобы выработать стандарт взаимодействия, понятный обеим сторонам - и нам, и предприятиям, и муниципальному уровню. Это работа сегодня, вне зависимости от того, какую отрасль представляет предприятие - не только нефтяники, но и угольщики, лесоперерабатывающие предприятия, основана на том, что с порядка 45 компаниями, составляющими основу экономики республики, заключены базовые соглашения, где достаточно чётко прописываются все планы, условия взаимодействия реализации этих планов во всех направлениях [производственная программа, экологические вопросы, социальное партнерство, подготовка кадров - Прим.]. По каждому из них промышленный блок республики проводит очень тщательную работу. Работа строится на основе планов, за каждой цифрой - ответственность компаний. Все вопросы решаются в рабочем порядке. И я благодарен руководителям промышленных организаций республики за то, что понятный всем формат совместной работы сегодня соблюдается, даёт возможность и нам очень обоснованно и взвешенно подходить к планированию своей деятельности.

Что касается второй части вопроса - по ценам. Когда звучит, «есть ли механизм контроля за ценами», ответ – «механизм контроля существует всегда». Что такое контроль? Вышел-зафиксировал-дальше мониторишь изменения – это и есть контроль. Вопрос не в этом. А в том, чтобы разобраться, насколько обоснованно растут цены, есть за этим монопольное преимущество, есть ли за этим неоправданно большое желание заработать. И если есть - необходимо использовать государственный ресурс для того, чтобы в случае выявления таких фактов бить по рукам.

С другой стороны, более важной, перед Правительством республики является задача - найти компромисс с местными товаропроизводителями и торговым сообществом по определённой группе социально-значимых продуктов питания. Должны быть, действительно, чётко прописаны перечни социально-значимых продуктов, которые будут понятны и для населения, и для торгового сообщества. По этим спискам на основании соглашений и компромиссов Правительство региона и торговые сети будут обеспечивать либо заморозку цен, либо согласованное в минимальном размере движение ценовой политики в привязке к абсолютно понятным и проверяемым с обеих сторон факторам. Нельзя, с моей точки зрения, контролировать понятие «цена на яйца» - яйца есть разной категории) А если разграничить понятия - яйца первой, второй категорий, то здесь можем, сесть и договориться, что одни будут более дешевыми.

Или, к примеру, хлебокомбинат выпускает 100 с лишним видов продукции. Всегда можно найти компромисс с производителями и торговыми предприятиями [по некоторым видам – Прим.] Правительственная комиссия по мониторингу цен вместе с прокуратурой и надзорными органами уже осуществляет свою деятельность. Это база для принятия таких решений, при условии, что мы будем жестко придерживаться и требовать со всех участников рынка.

Это должно касаться не только продуктов питания. Считаю, такая же работа должна проводиться в части контроля за ценообразованием на медикаменты. Понимаю, ситуация сложнее, поскольку большая часть лекарственных препаратов импортного производства, и задача должна решаться совместно с федеральным центром. Но ведь есть много аналогов отечественного производства, поэтому необходимо вырабатывать совместные решения с аптечными сетями республики. Метод кнута - хороший, но он до конца не решает ни одну проблему. В условиях рыночной экономики должен быть метод и кнута, и пряника.

Наталья Савельева, газета «Вперед»: Я - человек сельский, житель сельскохозяйственного района, поэтому меня в первую очередь, интересует вопрос, будет ли оказана какая-то помощь сельскому хозяйству нашей республики, в частности, нашему району? Наши поля всегда были полны растений - картошки, капусты, морковки, овощей. Все выращивалось нашими производителями, были великолепные молочные хозяйства, которые кормили всех нас. А теперь - сплошные кладбища сельскохозяйственной техники, разрушения сельхозпостроек, которые были лет 30 назад.

Смешно приходить в магазин «Магнит». Мы покупаем по 49 по 59 рублей картошку, привезенную из Гондураса, из Центральной Америки. Можно такое представить! Я уже смирилась с тем, что мы едим редиску из Израиля, но картофель тащить из Гондураса наряду с бананами, это, мне кажется, позор. Совершенно невкусная голландская капуста… У нас есть прекрасные хорошо районированные сорта, работает сельскохозяйственная станция. Можно что-нибудь сделать в помощь сельскому хозяйству?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Первое, что я хочу Вам сказать: помощь сельхозпроизводителям в республике оказывается и оказывалась всегда. Какие бы трудные времена не были, мы всегда финансово поддерживали наших сельхозпроизводителей. Другое дело, что если у кого-то есть представление, что эта финансовая поддержка решает в полной мере проблему привлечения в сельхозпроизводство наших местных производителей, - то это ерунда.

Вот если не будет желания у людей, живущих в Вашем районе, заниматься сельским хозяйством при нашей поддержке, то, как Вы представляете себе развитие этой ситуации? Глава республики вместе с министром сельского хозяйства приедут к Вам поля пахать? В первую очередь, должно быть желание заниматься сельскохозяйственным производством у жителей района, у предпринимателей. А наше дело - их финансово поддержать.

Кстати говоря, я как высшее должностное лицо республики, горжусь теми проектами, которые у нас в республике реализуют наши сельхозтоваропроизводители, которые реально хотят работать и работают, - и в части молочного и мясного животноводства, и в части выращивания овощей открытого и закрытого грунта. Посмотрите, какими темпами развиваются не только наши крупные предприятия, но и фермеры, получая поддержку. Какие результаты получают наши сельхозпроизводители, получая господдержку, при выращивании картофеля, получив возможность приобретать с нашей помощью современную технику - картофелеуборочную, посевную и так далее.

Да таких урожаев у нас в советское время никогда не было. Но только те, кто хочет работать! А те, кто просто сидят и, извиняюсь за выражение, только бамбук курят, и все время задают этот вопрос: «Ну, когда правительство республики, наконец, у нас поля обработает!?»

Правительство не будет поля обрабатывать, это должны те, кто там живет! Это самая главная наша беда и главная задача на перспективу. Когда я говорю о том, что мы должны решить проблему вовлечения в наш производственный процесс в республике, в первую очередь, это касается молодежи,. И это, действительно, стратегическая задача!

Я понимаю, что никому неинтересно, как в старые времена, в условиях тех же старых ферм работать - мы же в 21-м веке живем. Именно поэтому мы делаем упор именно на модернизацию сельскохозяйственного производства, на его техническое и технологическое перевооружение. Фермы, которые мы сейчас помогаем строить нашим сельхоз производителям, все самого современного уровня. И технику, которую мы приобретаем - это все совершенно соответствует сегодняшним реалиям и потребностям. Поэтому пока не совместится два фактора - наших возможностей и желания работать на земле, к сожалению, мы не будем иметь тех результатов, на которые рассчитываем. А возможности, и в этом я с Вами абсолютно согласен, для развития сельхозпроизводства есть.

Поскольку у меня вся родня по матери в Прилузье живет, знаю прекрасно, что [начиная с юга республики – Прим.] вплоть до Сыктывкара, еще в 50-е годы всегда растили рожь. Сегодня мы на уровне Правительства республики решаем проблему с комбикормами и ценами на них, потому что не имеем базы, чтобы у себя заниматься их производством. Вопрос, почему никто этим не занимается даже из имеющихся сегодня сельхозпроизводителей?

Всю жизнь было, едешь близ Сыктывкара поля сыктывдинские. На них что было? Капуста. Где она? Кому, кто запрещает работать? Сегодня все возможности для этого есть, было бы желание. Давайте вместе подумаем, как это желание у массового сельского жителя возродить, что для этого нужно? Мы готовы прислушаться.

Наталья Савельева, газета «Вперед»: Еще меня жители Микуни очень просили спросить, не заморозят ли их проект [модернизации системы водоснабжения – Прим.]?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Нет.

Наталья Савельева, газета «Вперед»: Нет?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Да ну что Вы! Это же вопрос жизнеобеспечения.

Елена Баякина, газета «Аргументы и факты»: В Сысольском районе построили амбулаторию, перерезали ленточку, похлопали, порадовались, и сейчас она стоит заметённая снегом. Такие примеры неединичные, когда учреждение после открытия не может работать на полную мощность, когда возникают препятствия в оформлении документов, лицензий и прочего. Цитирую вопрос читателя: «Не пора ли прекратить такую порочную практику, а открывать учреждения только тогда, когда они реально готовы принимать людей?

И второй вопрос: Каковы перспективы реализации проекта «Белкомур»? Не тот ли это шанс, который нужно использовать в кризис?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Что касается «Белкомура», то у нас всегда получается «бег за своим хвостом». Нет никакого сомнения лично у меня, что именно в сегодняшних условиях этот проект приобретает особую значимость, когда мы говорим о том, что нужно делать все возможное, чтобы придать дополнительный толчок экономике нашей страны. Важность «Белкомура» в том, что в четырех как минимум субъектах проект дает возможность дополнительно раскрыть экономический потенциал, запустить множество других проектов. На тот момент, при том курсе рубля, мы оценивали почти в триллион рублей отдачу по всем тем проектам, которые уже заявлены и частично реализуются. Но без федерального участия проект «Белкомур» реализовать невозможно. Поэтому все наши варианты проработки этого проекта основывались на тех возможностях, которые мы можем реализовать вместе с федеральным бюджетом и частным инвестором.

Только мы отработали с Инвестиционным фондом России - наступил кризис 2008 года, Инвестиционный фонд закрыли. Хорошо, мы найдем другой вариант. Отработали по модели концессии. При этой модели необходимо софинансирование в погашении части расходов федерального бюджета, начиная с 2020 года. Но зная специфику Министерства финансов не понаслышке, сегодня любое прямое финансирование со стороны федерального бюджета отвергается.

Хорошо, есть третий вариант: отработали с Фондом национального благосостояния, Российским фондом прямых инвестиций. Возможный, подходящий вариант. Инвесторы это подтверждают, но федеральный центр принимает решение о строительстве моста на Крымский полуостров за счет этих средств. Опять завис этот вопрос, теперь ФПИ [Фонд прямых инвестиций - Прим.) думает, каким образом может быть сосредоточение средств, которые позволят вернуться в практическую плоскость.

Сегодня мы полностью готовы вместе с нашими партнерами к реализации этой модели. Но поскольку окончательно все зависит от решения Правительства Российской Федерации и его участия в том или ином виде в этом проекте, к сожалению, до некоторого времени мы будем находиться в подвешенном состоянии. Но мы не меняем задачу, все равно с маниакальным упорством будем пробивать его, потому что эффективность этого проекта для всех участников экономического процесса. Я считаю, что было бы преступлением останавливать эту работу.

По второму вопросу - спасибо Вашему читателю, который сделал акцент на этой проблеме. Это абсолютно правильный подход. Объект можно и нужно открывать после того как решены все формальности и кадровый вопрос. Но, к сожалению, зачастую у нас так и бывает, что желание, особенно на местном уровне, быстрее отчитаться, «прокукарекать», сделать картинку, иногда перевешивает здравый смысл. И наша общая задача с вами, в том числе, и с помощью активной неравнодушной общественности такого рода чиновникам по рукам давать. Я со своей стороны Правительству республики такую задачу ставил и буду ставить, правда, не всегда удается до конца это проконтролировать. Снизу всегда докладывают, что «всё в шоколаде». Приезжаешь - картинка замечательная, а как только сел в машину и отъехал быстренько - замок на дверь.

Вы озадачьте своих читателей просьбой поактивней на это реагировать, сообщать, чтобы мы могли быстро таким деятелям со своей стороны дать по голове.

Елена Двожак, «Вести Тимана.Сосногорск»: - Сегодня много говорят о сложных экономических условиях. Вы сказали, что несмотря на это, все начатые объекты будут завершены. В проекты строительства новых проектов будут вноситься корректировки по срокам. Сосногорцев очень интересует судьба двух объектов - завершение ремонта Дома культуры «Горизонт» и начало строительства бассейна?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Что касается строительства бассейна, то этот объект вошёл в список объектов, которые мы намереваемся запустить в этом году по линии государственно-частного партнёрства. Конкурс по этим объектам готовится до 1 мая. На объявление конкурса в рамках государственно-частного партнёрства в проектах дорожного строительства мы выходим в первой декаде февраля. Соответственно в этом году работа пойдёт. По процедурным вопросам в начале-середине лета можно выходить на строительство. Проект будет уже готов.

Что касается Дома культуры, то на сегодня в бюджете мы ассигнований не имеем - ни в республиканском, ни на уровне муниципалитетов. Но прорабатываем возможность продолжить реконструкцию, капремонта в рамках соглашений о социальном партнёрстве с нашими системообразующими предприятиями. С тем, чтобы собрать ресурс для возобновления работы.

Светлана Быковская, информационное агентство «Комиинформ»: Хотелось бы вернуться снова к теме переселения из ветхого и аварийного жилья. Ни для кого не секрет, что наша республика, можно сказать, провалила эту программу с показателем в 30 процентов от плана. На последнем заседании Правительства региона в декабре звучало предупреждение в адрес руководителей муниципальных образований, что будут приняты кадровые решения по этому вопросу. Будут ли эти кадровые решения?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Первое, что в этом вопросе я хотел бы уточнить. Республика не провалила эту программу. И никогда так вопрос не звучал. Республика не вписалась во временные рамки по исполнению первого этапа этой программы, в которой пять этапов. Выводы сделаны и что касается второго этапа - мы идём четко по плану.

При этом всегда была открытая информация о том, что с первым этапом на уровне муниципалитетов не справились. Именно поэтому этот вопрос был рассмотрен и на Правительстве, и на совещании, которое проводил Полномочный Представитель Президента России в Северо-Западном округе, как объект для принятия решений в реализации первого этапа, и как пример, как делать не надо.

Сегодня, и это уже состоявшийся факт, к 15 февраля 2015 года первый этап у нас не закончен. Есть два подхода - плюнуть на все и позволить муниципалитетам галочку поставить, отчитаться, быстрее спихнуть, и трава не расти. Нет, этого не будет. Все жилье, которое в рамках этапа обязаны сдать с надлежащим качеством, будет сделано даже, если мы на это потратим лишние деньги. Именно поэтому мы договорились, что комиссия должна проверять качество сдаваемого жилья, после того как госкомиссия обработает, и, в том числе, отдельно проверить качество жилья по аварийным программам, которые раньше были, и капремонтам, которые состоялись ранее. С участием прокуратуры вся эта работа будет проведена.

За каждым объектом в рамках программы сегодня определён не просто конкретный куратор со стороны Минархстроя, но закреплён Председатель Правительства республики, его заместители, мой заместитель – за каждым закреплены соответствующие муниципалитеты.

Что касается решений в отношении тех должностных лиц, которые допустили такую ситуацию, то если мы что-то произносим, не значит, что просто погремушками щелкаем. Соответствующие выводы со стороны глав муниципалитетов сделаны, и кто-то из них в отставку подал.

В этой ситуации надо, в первую очередь, оценить должностному лицу на уровне муниципалитета, насколько он готов справляться с сегодняшними вызовами. Я всегда им говорю: «я же вас не к батарее наручниками пристегнул. Вы к этому пришли осознанно. Если можете, готовы справляться, то это одна ситуация, мы поможем, окажем содействие. Не можете? Тогда чего мучать себя и других? Всё, значит, надо принимать решение, если ты ответственное лицо…». И решения принимаются.

Валентин Гончаров, газета «Моя Воркута»: Два вопроса. Первый. В прошлом году город вошел в Арктическую зону, по городу поползли слухи, что вырастут северные, увеличится зарплата, вырастут цены. Вместе с этим не секрет, что население города постоянно снижается и у меня вопрос: кто будет жить в этой арктической зоне, если мы постоянно видим снижение количества населения и есть ли понимание, что получит население конкретно? Какие-то повышенные районные коэффициенты, северные?

Второй вопрос. Игорь Шпектор выступил с инициативой увольнять мэров за плохую уборку дорог от снега. Вы как житель республики довольны качеством уборки дорог и насколько вы согласны вот с этой инициативой?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Начну с последнего вопроса. С таким же успехом можно предложить снимать мэров или любое другое должностное лицо за любое действие, которое лежит на нем как функционал. Во всем должен быть здравый смысл. Это первое.

Второе. Сегодняшнее состояние, в целом, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства как составной части, касается не только уборки снега - снег сходит. И уборка территорий, которая проводится в наших поселениях, тоже вызывает много вопросов. Поэтому здесь, на мой взгляд, вопрос заключается в другом. Каким образом нам установить общую систему для каждого муниципалитета и в целом для республики, которая бы с одной стороны не позволяла недобросовестным образом исполнять обязанности, которое население возлагает, на власть муниципальную, республиканскую. А с другой стороны создавала бы условия, чтобы исполнение этих обязанностей было бы эффективным и возможным.

Что я имею в виду - возвращаюсь к проблеме чистоты на улице. Мы все взрослые люди. И в общении с журналистами, с которыми в течение года здесь встречаемся, и я уже приводил пример относительно Сыктывкара. Мы можем с утра до вечера господина Поздеева [Иван Поздеев – руководитель Администрации МОГО «Сыктывкар»] в бараний рог сгибать, и у него всё жилищно-коммунальное хозяйство будет пылесосить наши улицы, но если после этого наша же молодежь выходит на эти улицы и ведет себя, извиняюсь, по-скотски, то никаких ни ресурсов, ни сил не хватит.

Поэтому должна быть политика кнута и пряника. С одной стороны, необходимо добиваться, чтобы жилищно-коммунальное хозяйство отрабатывало своё как положено, всё, что касается муниципального заказа. С другой стороны, ужесточать те меры наказания, которые должны нести люди, организации и так далее, которые допускают свинячество на наших с вами улицах или даже прилегающих территориях. Вы посмотрите, что с несанкционированными свалками делается. Его что, коммунальное хозяйство, что ли, валит? Да нет, конечно! Начинать всегда надо с себя. Вот если я, проходя по улице, дам по рукам тому молодому балбесу, который окурок куда-то щелкнул, бутылку кинул, тогда я имею моральное право и от кого-то требовать такого же подхода. Если этого нет, то чего мы ожидаем? Один в поле не воин. Такого не бывает.

Возвращаясь к теме Арктики. Мы, действительно, очень большую работу проделали для того, чтобы Воркута попала в арктическую зону, это общефедеральное решение. И смысл этой работы, которую мы проводили, делится на две части.

Первое - создание условий для устойчивого развития и функционирования воркутинского промышленного и социокультурного узла. Это и возможность развития экономики и транспортной доступности, расширение её возможностей, это и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, подготовки кадров и так далее… Республиканская программа, которую у себя мы утвердили, направлена именно на это. А это значит, что базовые вещи, которые программой обеспечиваются на нашем уровне - это комфортность проживания людей на территории Воркуты и воркутинского промузла и возможность там трудиться и достойно проживать.

А есть вторая часть этого вопроса, которая в большей степени имеет, с моей точки зрения, отношение к федеральной власти и которую мы как задачу поставили для себя и будем отрабатывать. Заключается она в очень простой вещи - в понимании, что Воркута - это один из форпостов развития Арктики, точка входа в Арктику. Территория, которая даёт возможность активно развивать промышленность, создавать рабочие места, получать налоговые поступления и всё, что с этим связано. Но возможно ли это в сегодняшних условиях? Как Вы абсолютно правильно сказали, население-то уезжает, потому что оно не видит для себя стимулов оставаться там. Можно ли в существующих условиях решить эту задачу? Если изменить подходы – стимулировать профессиональные кадры оставаться там, жить, работать и в том числе приезжать из-за пределов республики, как когда-то. На мой взгляд – нет.

Это говорит о том, что мы должны выработать комплексные предложения по решению вопроса на федеральном уровне. Такие, которые действительно ввели бы новый комплекс стимулирования профессиональных кадров для жизни и работы в арктической зоне.

Это может и пересмотр социального блока - обеспеченности и защищенности таких людей. Это может быть повышение арктического коэффициента, уровня пенсионного обеспечения или права на переселение в другом виде. Здесь достаточно широкий комплекс вопросов, который нам надо вместе, кстати говоря, с теми же воркутинцами, выработать, как региональные предложения и отстоять на федеральном уровне. Потому, что если мы это не сделаем, то никакие наши решения по изменению инфраструктуры для Воркуты, ничего не решат - люди не будут видеть смысла там оставаться. Поэтому всё, что касается новых подходов к социальным стимулам, живущих там, то это наша первоочередная задача, которую мы должны выработать и реализовать.

Елизавета Мелехова, информационное агентство «БНКоми»: С 1 мая все управляющие компании должны будут работать только по лицензии. Процедура получения лицензии достаточно сложная. В связи с этим возникают опасения, что коммунальщиков в республике станет меньше. Скажите, разрабатывается ли схема для тех случаев, если останутся незакрытыми территории, кто будет на них убираться?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Безусловно, мы понимаем это. Собственно, не секрет, данный вопрос отрабатывает Минархстрой и недавно созданный Комитет по ЖКХ региона. Сегодня после пресс-конференции будет защита планов на текущий год вышеназванных органов исполнительной власти, где их руководители как раз должны будут доложить, каким образом прорабатывается вопрос по возможному реагированию Правительства республики на ситуацию, если вдруг какие-то нелицензированные управляющие компании оставят необслуженным жилой фонд. Это вопрос рабочий, находится на контроле у соответствующих ведомств.

Вячеслав Попов, газета «Коми му», - Со вчерашнего дня у нас объявлен новый набор управленческих кадров. Хотелось бы спросить, тот кадровый резерв, который был сформирован в Республике Коми в 2012 году, успешно работает сейчас? Какова Ваша точка зрения? Какие будут Ваши пожелания для будущих кандидатов на должности, которые пройдут конкурсный отбор, и вполне возможно займут ключевые позиции в Республике Коми. Спасибо!

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: - Если я правильно понял вопрос, как я, по сути, отношусь к кадровому резерву?»

Вячеслав Попов, газета «Коми му» «Ваше мнение – работает ли кадровый резерв в Республике Коми?»

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Конечно, работает. И более того, я хочу сказать, что если посмотреть даже по высшим должностным лицам и по структуре сегодняшнего правительства, то значительная часть из тех назначений состоялись как раз на основе кадрового резерва, который у нас был. Это касается, соответственно, и муниципального уровня власти, управленческого звена, на уровне органов исполнительной власти. В принципе, стопроцентной реализации кадрового резерва в смысле обязательного заполнения «резервистами» властных структур в жизни не бывает.

Кадровый резерв, в первую очередь, – это возможность проявить себя самому претенденту и, необязательно реализовав себя внутри системы государственного управления. В первую очередь – это возможность сгруппироваться, собраться и самому себе доказать, что ты можешь, что ты и дальше можешь реализовываться. И во многом это зависит от того, числишься ли ты просто в резерве или все-таки принимаешь активное участие в реализации тех проектов, которые у нас идут по линии кадрового резерва. Мы же стараемся вовлекать в текущую деятельность кадровый резерв, в том числе, в части прохождения определенной практики в министерствах, ведомствах и так далее. Это позволяет в дальнейшем делать объективный вывод, на самом ли деле годится этот человек на какую-то позицию или нет. Но, в целом, я оцениваю его не просто как рабочий, а вполне эффективный проект.

Надежда Делова, газета «Республика. Воркута»: В 2015 году заканчивается существующая программа по переселению северян. Будет ли она иметь продолжение?»

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Вы имеете в виду федеральный закон? Пока никто не ставил вопрос о том, что эта программа должна прекратить свое действие. Более того, я напомню, что нам путем героических усилий, но все-таки удалось на этот год в три раза увеличить суммы на реализацию этого закона, что российская федерация нам направляет. В прошлом году 450 миллионов мы имели, в этом году – полтора миллиарда. То есть это в три, почти в четыре раза больше семей могут быть переселены и обеспечены жильём. Поэтому все пока идет в штатном режиме.

Алексей Карпов, информационное агентство «Комиинформ»: - Вы сейчас отвечали на вопрос о реализации программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Сказали, что, в том числе, из-за неисполнения этой программы, один из мэров подал в отставку. Если не секрет, то кто, и стоит ли ждать еще отставок?

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: У нас не самоцель – план отставки мэров. Задача стоит - сделать общую работу и республиканскую, и муниципального уровня, более эффективной. Я уже говорил, что основная цель – это задуматься каждому должностному лицу, соответствует ли он вызовам сегодняшнего времени или нет, а не кровь кому-нибудь пустить. Поэтому, если говорить проще – никакого плана по отставке глав муниципалитетов не существует. Ну, а что касается конкретики этого вопроса, то как мне доложили, глава Печоры подал в отставку.

Роман Квашнёв, ведущий пресс-конференции: Коллеги, спасибо вам за участие! Я предлагаю на этом завершить сегодняшнюю пресс-конференцию».

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: Спасибо огромное, уважаемые коллеги! Я действительно искренне вам благодарен и за возможность пообщаться, и самое главное – за ту работу, которую вы все вели в 2014 году по освещению того, как выглядит жизнь в республике. Во многом, я считаю, что наш тематический год - Год здоровья удался, благодаря вашей позиции, которую вы собственно доносили до жителей республики. Спасибо! До новых встреч!

Информация и фото с "Официального портала Республики Коми"

Comments (0)

Добавить комментарий
:
:
: