1 июля текущего года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который упрощает оформление прав на жилой дом и земельный участок под ним.
Нормы этого Закона схожи с нормами закона «О гаражной амнистии», ведь им предусмотрена возможность гражданам получить бесплатно в собственность земельный участок, на котором расположен жилой дом, при условии соответствия как гражданина, так и жилого дома определенным Законом требованиям. Необходимо учитывать, что положения Закона не распространяются на многоквартирные дома и дома блокированной застройки.
Закон также содержит перечень документов, который необходим для бесплатного предоставления земельного участка; описывает последовательность действий по бесплатному приобретению земельного участка под жилым домом и оформлению права собственности на жилой дом; Законом установлен срок, до которого гражданину предоставлена возможность оформить права на земельный участок и жилой дом в упрощенном порядке. Обо всем поподробнее.
Гражданин должен использовать жилой дом для постоянного проживания. Этот жилой дом должен быть возведен до 14 мая 1998 года, расположен в границах населенного пункта, и на него должно отсутствовать право собственности (как у данного гражданина, так и иных лиц).
Согласно Закону гражданин имеет право получить в собственность бесплатно земельный участок, на котором расположен жилой дом до 1 марта 2031 года. Земельный участок должен отвечать следующим условиям:
- находиться в государственной или муниципальной собственности,
- на нем должен располагаться жилой дом,
- он не должен быть предоставлен этому гражданину.
Разберем пошагово порядок действий.
В первую очередь гражданину необходимо проверить наличие у себя одного или нескольких документов из списка:
- документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг;
- документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 1 января 2013 года (для Республики Коми до 1 апреля 2012 года) и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо заказчиком изготовления указанного документа и жилой дом возведен до 14 мая 1998 года;
- документ, подтверждающий предоставление либо передачу иным лицом земельного участка, в том числе, из которого образован испрашиваемый земельный участок, заявителю;
- документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в жилом доме до 14 мая 1998 года;
- выписка из похозяйственной книги или из иного документа, в котором содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю;
- документ, выданный заявителю нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права заявителя на него.
Вторым шагом, при наличии одного или нескольких из вышеуказанных документов, необходимо узнать в администрации о наличии проекта межевания территории, в границах которой расположен жилой дом, а также, проведено либо запланировано ли проведение комплексных кадастровых работ на данной территории.
В случае, если проект межевания территории отсутствует, либо в таком проекте отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке, гражданину необходимо подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ее можно оформить самостоятельно, например, посредством сервиса в Личном кабинете на сайте Росреестра, или обратиться к кадастровому инженеру).
Третьим шагом является подача гражданином заявления в орган местного самоуправления.
В том случае, если государственный кадастровый учет интересующего земельного участка, на котором расположен жилой дом, не был осуществлен, то есть сведения о нем отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), гражданин подает в орган местного самоуправления заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, в котором должна содержаться информация, что дом возведен до 14 мая 1998 года, а также ссылка на пункт 2 статьи 3.8 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.
К заявлению прикладываются:
1) схема расположения земельного участка;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
3) документы, относящиеся к жилому дому, из вышеуказанного списка.
В случае если государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен, то есть сведения о земельном участке имеются в ЕГРН, и ему присвоен кадастровый номер, гражданин подает в орган местного самоуправления заявление о предоставлении земельного участка, прикладывает вышеуказанные документы, за исключением схемы расположения земельного участка, а также технический план жилого дома (если государственный кадастровый учет жилого дома еще не осуществлен).
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления заявления проводит осмотр жилого дома в целях подтверждения его наличия на испрашиваемом земельном участке и публикует извещение о предоставлении земельного участка.
Четвертым шагом, после того как решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка будет принято, необходимо заказать у кадастрового инженера межевой план интересующего земельного участка и технический план жилого дома, заключив с ним договор подряда.
Пятым шагом, после получения межевого плана земельного участка необходимо подать в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете земельного участка, приложив к нему межевой план земельного участка и решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Для этого нужно обратиться в офис «Мои документы» с указанными документами, либо заказать выездной прием в филиале Кадастровой палаты. По результатам осуществления государственного кадастрового учета гражданин получит выписку из ЕГРН на земельный участок.
Шестым шагом, после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявитель обращается в орган местного самоуправления с этой выпиской и техническим планом жилого дома, при этом писать заявление о предоставлении земельного участка в собственность не требуется.
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней принимает решение о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно, в течение пяти рабочих дней подает в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации права собственности гражданина на этот земельный участок и заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом.
После осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в адрес органа местного самоуправления будут направлены выписки из ЕГРН, подтверждающие государственную регистрацию права гражданина на земельный участок и жилой дом, с целью их передачи гражданину.
Указанной процедурой оформления прав на земельный участок и жилой дом может также воспользоваться наследник гражданина, на имя которого имеются документы из списка. В этом случае наследник к заявлению в орган местного самоуправления дополнительно прикладывает свидетельство о праве на наследство, подтверждающее, что заявитель является наследником этого гражданина.
Закон предусмотрел случай, когда в жилом доме, который соответствует установленным Законом требованиям, зарегистрированы по месту жительства несколько граждан. Тогда земельный участок под таким жилым домом предоставляется в общую долевую собственность этих граждан, если иное не предусмотрено соглашением между указанными лицами.
Также Закон позволяет гражданину бесплатно приобрести в собственность земельный участок, который находится в его пользовании, если на этом земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 29.10.2001, либо после дня его введения в действие, если право собственности на дом перешло гражданину в порядке наследования, а право собственности наследодателя возникло до 29.10.2001.
«Данные изменения законодательства помогут каждому гражданину наконец-то стать равноправным владельцем земельного участка и индивидуального жилого дома, которыми он фактически использует долгие годы, - прокомментировала заместитель директора – главный технолог филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми Светлана Попова, - регистрация права собственности в Едином государственном реестре недвижимости позволит ему в дальнейшем беспрепятственно и законно владеть и распоряжаться своими объектами (подарить, продать, завещать)».
Управление Росреестра по Республике Коми
Comments (0)